В вагоне электрички молодой мужчина с почему-то виноватой улыбкой предлагает купить свежие газеты и книги. Он объясняется жестами. Пассажиры приобретают печатную продукцию неохотно. Спустя полчаса по вагону проходит еще один глухой. Он ничего не предлагает — просто идет с протянутой шапкой. Подают ему редко. Большинство людей отворачивается, и глаза у мужчины с каждым шагом становятся все грустнее. Его унижение я чувствую кожей. Но как помочь?
Законодательство не работает
Еще в 2007 году администрацией Новосибирской области принято постановление «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Как сообщили в департаменте труда и занятости населения Новосибирской области, для организаций с численностью работников от 100 человек существует квота для приема на работу инвалидов в размере 2%. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о свободных вакансиях для инвалидов. Но это в теории. На практике устроиться на работу людям с ограниченными возможностями очень сложно. Председатель Общественной организации «Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов» Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ рассказывает:
— В 2011 году через службу занятости удалось трудоустроить 3,5 тысячи инвалидов. Между тем людей с ограниченными возможностями в регионе — 36 тысяч. Предприятия очень неохотно берут их на работу.
На днях организация инвалидов Ленинского района Новосибирска обратилась к депутатам Заксобрания Новосибирской области с жалобой на то, что местные предприятия не соблюдают квот для инвалидов. Как выяснилось, работодателям проще заплатить административный штраф, сумма которого порядка трех тысяч рублей.
В советское время в Новосибирске действовало несколько предприятий Всероссийского общества слепых. Глухие также работали на заводах — токарями, слесарями, столярами, и на фабриках — швеями. Сегодня трудоустраиваются единицы.
Игорь Галл-Савский подчеркивает:
— После того как в 1993 году предприятия, которые трудоустраивали инвалидов, лишили налоговых льгот, бизнес потерял интерес к этим людям. Что понятно — они не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг. Государство тоже забыло об инвалидах.
Потерянное время
Сегодня выживать на пенсии, которые выплачиваются по инвалидности, очень сложно. Люди с 3 группой получают 6200 рублей, со 2 группой — 8 тысяч рублей, с 1 группой — 9 тысяч рублей. После оплаты квартиры остается вовсе смешная сумма. Семьи глухонемых, слепых и слабовидящих, у которых есть дети, существуют сегодня в полной нищете.
Застраховаться от несчастного случая никто не может. 19-летний Иван Голиков попал под поезд. Он выжил, но потерял ногу. У него 1 группа инвалидности. Никаких трудовых навыков у парня нет. 32-летний Павел Свиридов тоже без ноги, получает пенсию 6200. Имея специальность механика по холодильным установкам, трудоустроиться не может.
Председатель Ленинской местной организации Всероссийского общества инвалидов Наталья СКАРЕДОВА может вспомнить много печальных судеб. Она перечисляет:
— У большинства инвалидов нет удобных протезов, позволяющих вести относительно свободный образ жизни. В Новосибирске вообще нет медицинского центра по реабилитации и восстановлению. Единственное место, где заново учат ходить людей, получивших травму позвоночника, — это НИИТО. Но ждать своей очереди нужно 1,5 года, а спустя время функции организма уже не восстановить.
Попытки создать систему реабилитации инвалидов в регионе были, но пока неудачные.