Стимулирующий фонд — это средства, предназначенные для поощрения педагогических работников.
— Возможность создания стимулирующих фондов появилась с введением подушевого финансирования, — объясняет депутат по округу № 19 Кировского района Александр БЕСТУЖЕВ. — Чем больше в школе учеников, тем больше средств может быть аккумулировано в стимулирующий фонд. Директор школы и педагогический совет на свое усмотрение выплачивают из этих денег вознаграждение учителям, проводящим олимпиады и внеклассные занятия с детьми, выполняющим общественную работу.
Однако сейчас ситуация такова, что значительную часть стимулирующего фонда директора школ вынуждены тратить на оплату труда младшего технического персонала, без которого в школе не обойтись.
— Тарифные ставки электриков, сантехников, кухонных работников и прочих составляют 2600–2800 рублей, но мы не можем платить им меньше минимального размера оплаты труда, который в настоящее время равняется 4611 рублям в месяц, — говорит депутат по округу № 34 Первомайского района Надежда БУЛОВА. — Чтобы дотянуть зарплату электрика до необходимого уровня, директор школы вынужден брать деньги из стимулирующего фонда. А это не вполне справедливо по отношению к учителям.
С данным вопросом депутаты обратились к главе муниципалитета Владимиру Городецкому. Было достигнуто понимание о необходимости пересмотра устаревших тарифных сеток в сторону увеличения минимальных ставок.
Продолжая тему создания и развития стимулирующих фондов оплаты труда учителей, депутат Бестужев обратил внимание еще на одну коллизию: если школа большая, то и стимулирующий фонд у нее богатый, а у малокомплектных школ стимулирующий фонд небольшой. Получается, доход учителя, работающего в малокомплектной школе, ниже, чем у того, кто работает в большой. Но ведь профессиональные знания, душевное тепло и тот, и другой учитель отдают одинаково!
Сейчас, отмечает Александр Владимирович, в условиях демографического кризиса, между школами возникает не совсем здоровая конкуренция:
— Родители стараются во что бы то ни стало устроить своих детей в статусные или просто раскрученные школы, которые рекламируют себя активнее других, предлагают больший набор образовательных услуг, таких как английский язык с первого класса. Порой при этом используются схемы, выходящие за рамки правового поля. Например, вступительные испытания для первоклассников или система так называемых вступительных взносов для родителей. Как результат: из двух школ, находящихся рядом, раскрученная оказывается переполненной, а в обычной недобор. И вовсе не факт, что одна их них намного лучше другой.
Александр Бестужев предлагает поднять вопрос о возращении принципа территориального закрепления микроучастков за школами, чтобы ученики распределялись по учебным заведениям равномерно.
— Разумеется, — подчеркивает депутат Бестужев, — у родителей должно оставаться право выбрать школу для своего ребенка. Просто не нужно создавать нездоровую конкуренцию и вводить родителей в заблуждение относительно разного качества образования в разных школах. Качество образовательных услуг должно быть одинаково высоким везде.