Как рассказала корреспонденту «АиФ на Оби» заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска Ирина РОГОЖНИКОВА, в этом году Министерство образования в очередной раз внесло изменения в правила сдачи ЕГЭ.
Может, через 10 лет его отменят
— Государственная итоговая аттестация школьников по-прежнему проходит в форме Единого государственного экзамена. В ближайшие годы вряд ли будет предложена какая-то альтернатива: образовательные стандарты меняются раз в 10 лет, а ЕГЭ получил статус обязательного в 2009 году. Может, через 10 лет его и отменят… — говорит Ирина Рогожникова.
Что касается непосредственно изменений, то в этом году они коснутся трех предметов: истории, литературы и информатики. Увеличивается объем заданий второй части, где от школьников требуют анализ и сравнение.
Еще из новшеств: во-первых, в этом году обозначено минимальное количество баллов, соответствующее удовлетворительным оценкам по русскому языку и математике, во-вторых, обязательным требованием отныне является присутствие наблюдателей в пунктах сдачи ЕГЭ, а в-третьих, с этого года ЕГЭ внедряется в 9-х классах. Пока девятиклассники могут выбирать, сдавать им ЕГЭ или традиционные экзамены.
— У нас в гимназии уже пять лет идет апробация ЕГЭ для девятиклассников, — рассказывает директор гимназии № 10 Сергей БИРЮКОВ. — Большинство ребят предпочитают сдавать экзамены в новой форме, хотя у девятиклассников есть альтернатива. По моему мнению, у ЕГЭ есть и плюсы, и минусы. Безусловный плюс в том, что при оценке работы исключается субъективизм. Что касается минусов — я, член экзаменационной комиссии с многолетним стажем, до сих пор теряюсь, когда приходится принимать тесты по литературе или истории. На мой взгляд, эти предметы нельзя уложить в систему простых вопросов и схематичных ответов.
Сколько душ — столько денег
— С введением подушевого финансирования появилась возможность создания стимулирующих фондов, — объясняет депутат по округу № Александр БЕСТУЖЕВ. — Чем больше в школе учеников, тем больше средств может быть аккумулировано в стимулирующий фонд. Директор школы и педагогический совет на свое усмотрение выплачивают из этих денег вознаграждения учителям, проводящим олимпиады, внеклассные занятия с детьми, выполняющим общественную работу.
Продолжая тему плюсов и минусов подушевого финансирования школ, депутат Бестужев обратил внимание еще на одну коллизию: если школа большая, то и стимулирующий фонд у нее богатый, а у малокомплектных школ стимулирующий фонд маленький. Получается, доход учителя, работающего в малокомплектной школе, ниже, чем у его коллеги, преподающего в большой. Но ведь профессиональные знания, душевное тепло и тот, и другой отдают одинаково!
Сейчас, отмечает Александр Владимирович, в условиях демографического кризиса, между школами возникает не совсем здоровая конкуренция:
— Родители стараются во что бы то ни стало устроить своих детей в статусные или просто раскрученные школы — те, которые рекламируют себя активнее других и предлагают больший набор образовательных услуг, таких как английский язык с первого класса. Порой при этом используются схемы, выходящие за рамки правового поля: например, вступительные испытания для первоклассников или система так называемых вступительных взносов для родителей. Как результат: из двух школ, находящихся рядом, раскрученная оказывается переполненной, а в обычной недобор. И вовсе не факт, что одна из них намного лучше другой.