Утопленник с сюрпризом
Недавно в Колыванском районе рядом с островом Рыбачий из воды показались останки баржи, затонувшей еще в 70-е годы. Металлоискатели сразу же срезали с нее всю палубу, вскрыв баки с нефтью.
- Вода уже попала в трюм и разбавила нефть. Еще чуть -чуть и она выплеснулась бы в Обь, - рассказывают в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.- Пришлось срочно проводить спецоперацию, в ходе которой нефтепродукты вывезли, а баржу засыпали песком.
По данным экспертов, только в Новосибирской области на дне Оби лежат 42 судна. Многие из них сегодня хорошо видны на поверхности воды, а значит, могут вызвать повышенный интерес у металлоискателей.
- Многочисленные судна на дне моря - результат перестройки. В 90-х многим хозяйствам оказалось не по силам содержать баржи. Ведь ремонт и горючее требует немалых денежных затрат. Старые баржи просто бросали у берегов. Спустя несколько лет, они ржавели и тонули. Поднятие судна - операция довольно затратная и делать это должны ее хозяева. Однако кто был их собственником, сегодня узнать практически невозможно. Поэтому баржи продолжают лежать мертвым грузом, - объясняет Юрий Хохлов, заместитель руководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.
- Правда, все затонувшие «сюрпризы», с которыми могли столкнуться современные баржи, убрали. Остались лишь те, которые лежат около берегов, где не ходят груженые судна. Однако именно эти корабли и представляют наибольшую угрозу: если даже нефти в них нет, с них срезали все что только можно, оставив острые края. Если на них наткнется лодка, пробоина будет обеспечена.
Куда смотрит МЧС?
Специалисты рассказывают, что нефть в затонувших баржах обнаруживают каждый год. Это не мудрено, ведь топливо может быть во всех самоходных суднах. Поэтому, если известно местонахождение затопленных кораблей, их нужно срочно проверять.
- Попадание даже одной тонны нефти в нашу узкую реку, чревато серьезными последствиями. Нефтепродукты, попавшие в реку и осевшие на дно, грозят гибелью рыбам и птицам. Вспомните аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, тогда в Енисей было выплеснуто около 10-50 тонн нефти. А устранение последствий вылилось в десятки млн. рублей. Но рыба в этих местах до сих пор не может восстановиться, - считает новосибирский эколог Сергей Пащенко. - Вообще, когда тонет судно, это уже чрезвычайная ситуация и МЧС должно работать очень оперативно. Лучше сейчас потратиться на устранение опасных «утопленников», чем потом тратить колоссальные деньги на восстановление водоемов.
Впрочем, специалисты Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области уверяют, что обнаруженная нефть уже не горела, представляла собой тягучее вещество, которое утратило большинство своих опасных свойств. Но как бы то ни было, нефть есть нефть и она все равно способна нанести серьезный урон природе. Кроме того, еще неизвестно, что могут таить другие затонувшие суда. Поэтому будем надеяться, что на проблему все же обратят внимание. Ведь если объем нефтепродуктов затонувшего в Колыванском районе судна был – 14 куб.м! (примерно от 11 до 13 тонн) , то можно себе представить какая катастрофа нас ждет, если из-за маловодья одновременно будут «вскрыты» несколько таких кораблей.
КСТАТИ
Специалисты при мониторинге вод Оби ежегодно сообщают о превышении предельно-допустимой концентрации (ПДК) нефтепродуктов в Оби. По словам замначальника Верхне-Обского бассейнового управления по рыболовству Евгения Упадышева, проведенные весной 2012 года исследования, еще раз это подтвердили. В пробах обской воды растворенных нефтепродуктов превышает ПДК в 2 раза. Однако, Евгений Упадышев считает, что это не летально для обской рыбы - к такой концентрации она уже давно адаптировалась. Но рыбу из Оби потребляет население. И летом и зимой тысячи рыбаков выходят на ловлю рыбы, которую потом приносят в свои семьи. Кроме того, речная рыба из Оби продается на рынках. Между тем, потребление такой «загрязненной» рыбы человеком, опасно для здоровья.