Примерное время чтения: 6 минут
147

Трудовые пятилетки (28.11.2012)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ на Оби» 28/11/2012

90-е годы прошлого века стали временем последней кардинальной перестройки промышленности. Холодная война завершилась, на повестку дня вышла конверсия — перевод экономики на мирные рельсы. Оборонные заказы резко сократились, предприятиям пришлось осваивать новые рынки. Однако емкость этих рынков не соответствовала масштабам гигантов советской индустрии.

Зато большие возможности получили легкая и пищевая промышленность, которые раньше были развиты недостаточно. В этой сфере возникло множество мелких, средних, а затем и крупных предприятий, таких, например, как «БФК» и «Новолит», освоившие производство нового продукта — пластиковых окон. Размещались новые предприятия, как правило, на площадях прежних производств, работающих сегодня вполсилы, точнее, прилагающих все силы, чтобы выжить. Сегодня главной задачей промышленных гигантов прошлого не перевыполнить план, а найти заказчиков, предложить на рынок те виды продукции, которые будут пользоваться спросом. Кто-то из них, как знаменитый «Сибсельмаш», не выдержал рыночной борьбы и обанкротился, кто-то, как «Электросигнал», продолжает сражение за место под солнцем.

«Суперджет» — не наш самолет

Когда-то практически каждый отечественный самолет нес на себе радиостанцию «Электросигнала». Да что там самолет, даже поезда снабжались новосибирскими радиостанциями. Но в какой-то момент Россия перестала выпускать гражданские самолеты, а на импортных «Боингах» и радиостанции импортные. Очередной надеждой завода был «Суперджет», но недолго: оказалось, что называть этот самолет российским значит несколько преувеличивать его «национальную идентичность»: проект нового самолета оказался результатом международной кооперации, например, авионика на нем не российская, а импортная, в частности — итальянская.

На российский рынок проникает все больше импорта, в основном китайского, а также появляется множество псевдороссийских производств — конкурентов отечественных заводов. Это сборочные предприятия, которые здесь, в России, осуществляют досборку импортного оборудования. В частности, такая ситуация сложилась с локомотивными радиостанциями. Спрос на них в стране сократился на порядок, поскольку компания «РЖД» запустила несколько собственных сборочных заводов, доводящих до ума китайские комплектующие. И если по техническим характеристикам эта продукция уступает отечественным образцам, то по ценовым она, очевидно, выгоднее, а в наше время это решающий фактор.

Еще ограничение накладывает элементная база — Россия перестала производить свои радиодетали, а процессоры, например, даже не начинала. Поэтому российские технические разработки теперь основаны на импортных комплектующих, даже если они предназначены для родной «оборонки».

Российская армия — эта рыночная ниша остается за отечественными производителями, ведь военные по определению не могут покупать радиостанции за границей (тогда их переговоры будут доступны как минимум производителям радиостанций). Кстати, в процессорах, которые приобретаются за границей для российской радиотехники, обычно «зашиты» программы-шпионы. Чтобы с этим оборудованием можно было работать, его сначала приходится «обезвреживать».

Сокращение рынка радиостанций на «Электросигнале» компенсировали созданием двух новых производственных направлений: это изготовление серверов и строительство деревянных щитовых домов по немецкой технологии. Дома получаются добротные (несколько коттеджей даже заказали новые русские), но проблема в том, что, как и все европейское, эти дома имеют высокую себестоимость. Да и линия по производству щитов капризничает: требует древесину хорошего качества, с определенными характеристиками, которых трудно добиться от отечественных поставщиков.

Как в макаронах дырки делают?

ООО «Акор» — компания, выросшая из крошечного кооператива, состоявшего из двух человек. Один знакомый научил их делать малярные кисточки. В начале 90-х все было дефицитом, с другой стороны, можно было изготавливать и продавать все что угодно. Малярное оборудование оказалось востребованным, поскольку при советской власти в Западной Сибири кистещеточных предприятий не было. Зато Сибирь географически находится ближе к единственному в мире источнику качественного сырья для кистей — Китаю. Только там умеют рентабельно выращивать специальную породу свиней, дающих эту самую щетину. От сотен кистей «Акор» перешел к десяткам тысяч, предприятие выросло, обзавелось оборудованием — импортным и собственного производства. Дело в том, что инженеры на предприятие пришли с оборонных заводов, и им оказалось по силам делать оборудование, причем достаточно сложное. При этом инженеры не умели вести маркетинговый анализ, поэтому многое в развитии предприятия определил случай.

Однажды руководство компании обсуждало на планерке текущие дела. Тут же стояла коробка с ручной установкой по производству макарон. Она оказалось случайно тут — ею какие-то партнеры расплатились за долг. Взгляд одного из руководителей вдруг упал на оборудование, и он произнес: «Мне всегда интересно было: а как в макаронах дырки делают?». Идея мгновенно заинтересовала всех. Инженеры раскрыли коробку, прочитали инструкцию, все оказалось просто. Тут же отправили гонца за ингредиентами для теста: мукой, яйцами и т. д. Собрали установку, намесили теста и наделали несколько килограммов макарон. Подсушили их вентилятором, вынесли на угол и продали — тогда никаких сертификатов и разрешений никто еще не спрашивал.

Неожиданно заработав деньги, решили организовать производство, купили еще несколько таких установок. Но производительность у них была небольшая, а потому серьезные объемы продукции произвести было невозможно. Тогда на местной фабрике решили приобрести старую макаронную линию, отремонтировали ее и запустили производство макарон. А вот купить новое оборудование оказалось проблематичным — при советской власти в стране оно не производилось, а закупалось за границей. Директор Александр Калиниченко съездил на заграничную выставку, приценился к итальянской макаронной линии и… принял решение сделать такую же своими силами. Решение далось нелегко: опыта в этой сфере никакого, ресурсы ограничены, производственная база слабая. Но денег на покупку импортной линии не было, и «акоровцы» пошли на риск. Так в компании появилось новое направление бизнеса — изготовление макаронных линий. Буквально за несколько лет «Акор» догнал по качеству и производительности итальянцев, выпускающих оборудование по производству макарон уже сотню лет. Впрочем, стоит ли удивляться, что для инженеров и конструкторов, делавших «начинку» для ракет, оказалось по плечу запустить «на рыночную орбиту» макароны…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах