
90-е годы прошлого века стали временем последней кардинальной перестройки промышленности. Холодная война завершилась, на повестку дня вышла конверсия — перевод экономики на мирные рельсы. Оборонные заказы резко сократились, предприятиям пришлось осваивать новые рынки. Однако емкость этих рынков не соответствовала масштабам гигантов советской индустрии.
Зато большие возможности получили легкая и пищевая промышленность, которые раньше были развиты недостаточно. В этой сфере возникло множество мелких, средних, а затем и крупных предприятий, таких, например, как «БФК» и «Новолит», освоившие производство нового продукта — пластиковых окон. Размещались новые предприятия, как правило, на площадях прежних производств, работающих сегодня вполсилы, точнее, прилагающих все силы, чтобы выжить. Сегодня главной задачей промышленных гигантов прошлого не перевыполнить план, а найти заказчиков, предложить на рынок те виды продукции, которые будут пользоваться спросом. Кто-то из них, как знаменитый «Сибсельмаш», не выдержал рыночной борьбы и обанкротился, кто-то, как «Электросигнал», продолжает сражение за место под солнцем.
«Суперджет» — не наш самолет
Когда-то практически каждый отечественный самолет нес на себе радиостанцию «Электросигнала». Да что там самолет, даже поезда снабжались новосибирскими радиостанциями. Но в какой-то момент Россия перестала выпускать гражданские самолеты, а на импортных «Боингах» и радиостанции импортные. Очередной надеждой завода был «Суперджет», но недолго: оказалось, что называть этот самолет российским значит несколько преувеличивать его «национальную идентичность»: проект нового самолета оказался результатом международной кооперации, например, авионика на нем не российская, а импортная, в частности — итальянская.
На российский рынок проникает все больше импорта, в основном китайского, а также появляется множество псевдороссийских производств — конкурентов отечественных заводов. Это сборочные предприятия, которые здесь, в России, осуществляют досборку импортного оборудования. В частности, такая ситуация сложилась с локомотивными радиостанциями. Спрос на них в стране сократился на порядок, поскольку компания «РЖД» запустила несколько собственных сборочных заводов, доводящих до ума китайские комплектующие. И если по техническим характеристикам эта продукция уступает отечественным образцам, то по ценовым она, очевидно, выгоднее, а в наше время это решающий фактор.
Еще ограничение накладывает элементная база — Россия перестала производить свои радиодетали, а процессоры, например, даже не начинала. Поэтому российские технические разработки теперь основаны на импортных комплектующих, даже если они предназначены для родной «оборонки».
Российская армия — эта рыночная ниша остается за отечественными производителями, ведь военные по определению не могут покупать радиостанции за границей (тогда их переговоры будут доступны как минимум производителям радиостанций). Кстати, в процессорах, которые приобретаются за границей для российской радиотехники, обычно «зашиты» программы-шпионы. Чтобы с этим оборудованием можно было работать, его сначала приходится «обезвреживать».
Сокращение рынка радиостанций на «Электросигнале» компенсировали созданием двух новых производственных направлений: это изготовление серверов и строительство деревянных щитовых домов по немецкой технологии. Дома получаются добротные (несколько коттеджей даже заказали новые русские), но проблема в том, что, как и все европейское, эти дома имеют высокую себестоимость. Да и линия по производству щитов капризничает: требует древесину хорошего качества, с определенными характеристиками, которых трудно добиться от отечественных поставщиков.
Как в макаронах дырки делают?
ООО «Акор» — компания, выросшая из крошечного кооператива, состоявшего из двух человек. Один знакомый научил их делать малярные кисточки. В начале 90-х все было дефицитом, с другой стороны, можно было изготавливать и продавать все что угодно. Малярное оборудование оказалось востребованным, поскольку при советской власти в Западной Сибири кистещеточных предприятий не было. Зато Сибирь географически находится ближе к единственному в мире источнику качественного сырья для кистей — Китаю. Только там умеют рентабельно выращивать специальную породу свиней, дающих эту самую щетину. От сотен кистей «Акор» перешел к десяткам тысяч, предприятие выросло, обзавелось оборудованием — импортным и собственного производства. Дело в том, что инженеры на предприятие пришли с оборонных заводов, и им оказалось по силам делать оборудование, причем достаточно сложное. При этом инженеры не умели вести маркетинговый анализ, поэтому многое в развитии предприятия определил случай.
Однажды руководство компании обсуждало на планерке текущие дела. Тут же стояла коробка с ручной установкой по производству макарон. Она оказалось случайно тут — ею какие-то партнеры расплатились за долг. Взгляд одного из руководителей вдруг упал на оборудование, и он произнес: «Мне всегда интересно было: а как в макаронах дырки делают?». Идея мгновенно заинтересовала всех. Инженеры раскрыли коробку, прочитали инструкцию, все оказалось просто. Тут же отправили гонца за ингредиентами для теста: мукой, яйцами и т. д. Собрали установку, намесили теста и наделали несколько килограммов макарон. Подсушили их вентилятором, вынесли на угол и продали — тогда никаких сертификатов и разрешений никто еще не спрашивал.
Неожиданно заработав деньги, решили организовать производство, купили еще несколько таких установок. Но производительность у них была небольшая, а потому серьезные объемы продукции произвести было невозможно. Тогда на местной фабрике решили приобрести старую макаронную линию, отремонтировали ее и запустили производство макарон. А вот купить новое оборудование оказалось проблематичным — при советской власти в стране оно не производилось, а закупалось за границей. Директор Александр Калиниченко съездил на заграничную выставку, приценился к итальянской макаронной линии и… принял решение сделать такую же своими силами. Решение далось нелегко: опыта в этой сфере никакого, ресурсы ограничены, производственная база слабая. Но денег на покупку импортной линии не было, и «акоровцы» пошли на риск. Так в компании появилось новое направление бизнеса — изготовление макаронных линий. Буквально за несколько лет «Акор» догнал по качеству и производительности итальянцев, выпускающих оборудование по производству макарон уже сотню лет. Впрочем, стоит ли удивляться, что для инженеров и конструкторов, делавших «начинку» для ракет, оказалось по плечу запустить «на рыночную орбиту» макароны…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть