68

Трудовые пятилетки (31.10.2012)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ на Оби» 31/10/2012

В 60-е годы прошлого века промышленность развивалась по пятилетним планам. Чуть позже социалистическое соревнование стало стимулирующим фактором. Состязались друг с другом все: предприятия, цеха, работники. Лучшие получали переходящие вымпелы, их портреты вывешивались на доску почета предприятия, а потом и района.

Телефонизация

В Новосибирске особое внимание уделялось развитию телефонии. Министерство связи создает на территории РФ шесть трестов «Связьстрой». В 1965 году дислоцируется трест «Связьстрой–6». Его задачей стало выполнение работ по гражданскому и жилищному строительству для предприятий связи, а также возведение телефонных коммуникаций.

Руководитель «Связьстроя–6» Валентин Долгобородов, который возглавлял предприятие 20 лет, вспоминает: «В первые годы мы выполнили совсем небольшой объем работ. Не хватало строительной техники, квалифицированных кадров». Основную ставку сделали на выпускников института связи, из которых Долгобородов со временем создал команду единомышленников.

С 1970 года трест «Связьстрой–6» входит в число крупнейших трестов системы «Главроссвязьстроя». Масштабные объекты связи строятся в Кызыле, Братске, Абакане, Горно-Алтайске, Магадане, Якутске.

Левый подход лучше правого!

В 70-е годы в моду входят социалистическое соревнование, новаторство и рационализаторство. О победителях соцсоревнования — передовиках производства — пишут в газетах. Руководство каждого предприятия регулярно «спускает» своим подчиненным разнарядку: внести столько-то рационализаторских предложений. Учитывается все: например, в них писали, что подход к станку с левой стороны обеспечивает большую производительность труда, нежели подход с правой стороны. Рационализаторов награждали значками и почетными грамотами. К сожалению, это — все, что получали рабочие и инженеры за свою трудовую самоотверженность.

К примеру, только в 1972 году от работников треста поступило 58 рацпредложений, 50 из которых внедрили в производство. Их тематика затрагивала вопросы строительства линейных сооружений связи, производства монтажных работ, модернизации существующего оборудования. По итогам республиканского социалистического соревнования за 1972 год тресту «Связьстрой–6» присудили 3 место.

На 1-е января 1973 года на балансе треста состояли 226 грузовых машин, 29 одноковшовых и 14 траншейных экскаваторов, 25 бульдозеров и 26 автокранов. Проблем с финансированием не было, поэтому строительство шло быстрыми темпами. Например, комплекс АТС на 10 тысяч номеров сдали в эксплуатацию за 1,5 года.

Однако, несмотря на энтузиазм доморощенных рационализаторов, оборудование АТС, а значит, и качество связи были далеки от совершенства. Вот как выглядела одна из первых в городе АТС (22-я) по описанию одного из ее сотрудников Владимира Поликарпова: «В зале стояла огромная машина, напоминающая арфу, размером с баскетбольное поле. Два электродвигателя приводили в движение центральный вал, от которого отходили клинья во все стороны. Все механизмы постоянно крутились-вертелись, рычаги ходили туда-сюда. Эта махина была демонтирована в 1968 году…»

За 1971–1975 годы общий ввод емкостей составил более 39 тысяч телефонных номеров. В 1977 году в новосибирской телефонной сети появился стотысячный абонент.

Новый аэровокзал

В 1967 году в аэропорту Толмачево открылся новый пассажирский аэровокзал. Аэропорт пополнился и новыми машинами. В апреле 1967-го сюда поступил самолет Ил–18, на котором беспосадочно летали в Магадан, на Сахалин и Камчатку.

В 70-х годах Новосибирский аэропорт превратился в крупное авиационное предприятие, объединяющее 26 аэропортов местных авиалиний на территории НСО. Основной «точкой роста», согласно плану развития гражданской авиации, стали строительство и реконструкция аэропортов под современные типы самолетов. В сутки новосибирский аэропорт перевез не менее 3210 пассажиров, 9 тонн почты и 87 тонн грузов.

В марте 1970 года в новосибирской авиации произошло знаменательное событие — через Толмачево прошли пробные рейсы самолетов «Боинг» и «Дуглас». В дальнейшем планировалось, что Новосибирск станет транзитной остановкой при трансатлантических перелетах. «Боинг» копании «Эр Франс» должен был летать по маршруту «Париж — Москва — Новосибирск — Хабаровск — Токио — Москва — Париж». Самолет «Дуглас» японской компании «Джал» следовал по маршруту «Токио — Москва — Лондон — Париж — Москва — Токио». В настоящее время Новосибирск принимает у себя десятки транзитных лайнеров, совершающих перелеты на дальние расстояния.

Но тогда иностранцы в России, тем более в Новосибирске, были редкими птицами. В архиве ГАНО сохранился документ, из которого видно, как сильно новосибирские чиновники от авиации боялись ударить в грязь лицом перед иностранцами. В «сценарии» расписано все до мелочей: «Кратковременная беседа начальника аэропорта с главой делегации за чашкой кофе (печенье, фрукты). Помещение «Интурист» в здании аэровокзала. Ответственный за угощение — нач. а\п Шавин».

Возможно, кофе, приготовленный начальником аэропорта, был и не на вполне европейском уровне. Но своими самолетами и пилотами Россия тогда еще могла гордиться. В 1974 году Новосибирск стал вторым после Внуково аэропортом, где получил постоянную прописку современный сверхзвуковой лайнер Ту–154. Самолеты этой конструкции заменили собой ветеранов советской пассажирской авиации — Ту–104. 25 марта 1977 года из аэропорта Толмачево поднялся и взял курс за завод-изготовитель, где должен был подвергнуться утилизации, самолет-рекордсмен — Ту–104, находившийся в эксплуатации 16 лет и налетавший в общей сложности 25 млн километров. То есть он 30 раз преодолел расстояние от Земли до Луны и обратно!

Пожар на заводе

В начале проекта мы объявили конкурс для юных читателей «АиФ на Оби» на лучший рассказ о том, как трудились на благо города их дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Сегодня мы публикуем письмо одиннадцатиклассницы Светланы Сосниной.

«Мой дедушка — Владимир Викторович Кунгурцев — больше 40 лет проработал на заводе им. Чкалова. Пришел туда совсем мальчишкой, окончив семь классов школы. Днем работал, вечером учился — сначала в вечерней школе, потом на вечернем отделении Новосибирского радиотехнического техникума (ныне радиотехнический колледж), по окончании которого получил специальность «наладчик станков с ЧПУ». По тем временам станки с числовым программным управлением были вершиной технической мысли, завтрашним днем советской промышленности.

Но все изменилось в 90-е годы прошлого века. Когда первая эйфория затеянной Горбачевым «перестройки, ускорения и гласности» сменилась безвластием, бандитскими разборками и стагнацией во всех областях экономики, завод «лег на бок». Заказов не было. Зарплату не платили годами.

Очень быстро флагман отечественной военной авиационной промышленности растерял до 90% кадрового состава. Молодежь увольнялась и шла торговать. Оставались такие, как дедушка — специалисты пенсионного возраста.

У умирающего гиганта едва хватало сил поддерживать производственный цикл в цехах, чтобы не проводить консервацию, что, называя вещи своими именами, равносильно смерти. Дедушке было уже 60. Он собрался было на пенсию. Но руководство завода предложило остаться — дежурным электриком. И дедушка остался. Не мог он бросить родной завод.

Владимир Кунгурцев дежурил в ночную смену, один на несколько цехов, когда в помещениях одна за другой начали лопаться лампы электрического освещения, а коридоры наполнились едким дымом. Производственный корпус охватил пожар. Народу в здании — всего ничего: такие же пенсионеры, как он в качестве вахтеров и вчерашние пэтэушники. Мальчишки плохо ориентируются в цехах, а половина коридоров уже заполнена удушающим запахом сгорающей резиновой изоляции. Старики, хоть и знают, что делать, могут просто не успеть. Ну а пытаться тушить электрические кабели под напряжением (горели именно они) — самоубийство.

Можно, конечно, бросить все и бежать. Но должностная инструкция и обычный человеческий долг предписывали электрику Кунгурцеву сделать другое — мчаться через все цеха (каждый размером с футбольное поле), в кромешной темноте и едком дыму, к центральному рубильнику, чтобы обесточить весь заводской корпус.

Потом приехали пожарные, скорая. Всех эвакуировали, дедушке оказали помощь. От руководства завода в благодарность за этот поступок он получил именные часы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах