В 1978 году японская императорская семья решила преподнести к юбилею Елизаветинского правления шикарный подарок. Ковёр площадью 50 квадратных метров соткали японские мастера вручную как раз для одного из залов Виндзорского замка. Толщина коврового ворса — 6-7 сантиметров. Более двух десятков тонов и расцветок, великолепный орнамент. Количество узлов (ими определяется ценность любого ковра) составляло сотни тысяч. Подарок поместили в контейнер и отправили в Англию по железной дороге транзитом через СССР. Подождав какое-то время, необходимое на доставку, королевские охи и ахи — ответных благодарственных слов дарители не дождались.
Международный скандал
Откуда было знать японским умельцам, что в это время в России в пути разворовывались целые составы. И что контейнер с подарком попадёт на один из парков сортировочной станции Инская, где, пока формируются грузовые поезда, подвижной состав простаивает. А местные железнодорожники, обсудив на планёрке, что на станцию прибыло, идут в парки вскрывать эти самые вагоны и контейнеры, дербанить прибывшие грузы и растаскивать их по домам. Воровство было поставлено на поток.
О криминальном железнодорожном сообществе стало известно позднее, когда грузоотправители занялись поиском пропавшего подарка. Выяснилось, что елизаветинский ковёр пропал именно на Инской. Разгорелся нешуточный международный скандал. К его тушению подключились партийные органы — районные, областные, вплоть до ЦК КПСС. Транспортная милиция занялась расследованием этого громкого дела. Анатолий Алексейчиков, сотрудник уголовного розыска транспортной милиции, впоследствии возглавивший УР УВДТ, вспоминал, что партийные звонки следовали чуть ли не ежедневно с единственной целью: «подстегнуть» розыск злоумышленников и отыскать груз. Под прессингом начальства, милицейского и партийного, милиционерам пришлось побегать по путям и выслушать многие нелицеприятности. Удалось установить, что грузы расхищались массово и безнаказанно, что в конце концов привело к межгосударственному конфузу.
Ковёр Елизавете ІІ вернуть не удалось. Железнодорожники действовали по воровскому принципу: всем поровну. Они разрезали ковёр на коврики, растащили куски по домам и развешали на стенах. Зато удалось выявить преступные группировки.
Железнодорожное ОПГ
Разбираясь в шайках, созданных самими железнодорожниками, сыщики вышли на людей, похитивших королевский подарок. В ноябре 1978 года следственным отделением ЛОВД на станции Инская по факту хищения ковра была задержана и привлечена к уголовной ответственности группа машинистов и их помощников (всего 52 человека) из местного локомотивного депо. Преступники регулярно крали грузы.
По официальным данным государственного архива НСО, было совершено 88 краж. Воры тащили всё подряд: 10 ящиков мясных консервов, 12 ящиков коньяка, 40 песцовых шкурок... Украли партию импортных спортивных курток на гагачьем пуху, которые предназначались для горнолыжников олимпийской сборной СССР. Следственная группа пришла к выводу, что о совершённых и предстоящих хищениях знало большинство работников депо. Были в «курсе» и лица командного состава станции, ведь расхитители, собираясь по утрам в табельных, открыто вели разговоры о том, какой вагон вскрыли и какой контейнер ещё «будем смотреть». Тут же продавали, обменивали или раздавали ворованное. Один из воров ходил по бухгалтерии родного депо Инской со связками норковых шкурок в руках, предлагая желающим мех за бесценок. Никто из бухгалтеров не сомневался в происхождении товара, и они покупали мех на воротники.
Не обходилось без курьёзов. Ворованные японские телевизоры, бывшие тогда в диковинку, имели трехполюсные вилки. Как эту вилку воткнуть в советскую розетку? Да никак. А сообразить и перемонтировать трехполюсную вилку на советскую мало кто догадывался. Поэтому простоватое ворьё использовало «телики» на личном подворье в качестве гнёта для засолки огурцов и капусты. Перепортили немало «Сони» и «Тошиб». К казусу можно отнести и тот факт, что деповская партячейка была закрыта, так как все её члены органично совмещали партийность с воровством и скупкой краденого. Об этом рассказал Владимир Воробьев, следователь по особо важным делам, который вёл дело и вышел на пенсию в чине подполковника юстиции.
Всего к уголовной и административной ответственности привлекли 79 человек: работников станции — 16, локомотивного депо — 44, вагонного — 12, 13-й дистанции пути — 6. Исходя из норм действовавшего в то время законодательства, на 27 железнодорожников уголовные дела были прекращены и переданы на рассмотрение общественности. На скамью подсудимых попали самые отпетые преступники. Эрих Боксгорн, ветеран милиции, вспоминал об одном из них — Сорокине, который заявил: «Злобы у меня на всю Новосибирскую область хватит». В местах не столь отдалённых Сорокин убил заточкой двух солагерников и сам впоследствии погиб от руки сокамерника.
С коврами связана еще одна замысловатая воровская история начала 90-х годов прошлого века. Из Монголии в Австрию пошёл вагон с коврами площадью по 6 и 12 квадратных метров. До королевских габаритов было далеко, но жулики позарились и на них. На станции Новосибирск-Южный сыщики обнаружили, что вагон вскрыт, десять ковров пропало. Были видны следы волочения, которые привели к одному из гаражей посёлка мостостроителей, недалеко от железной дороги. Подворный обход дал новые результаты, правда, не «ковровые». Выяснилось, что многие мостоотрядовцы подворовывали с подвижного состава. Дело было также поставлено на поток, так как один из них, некий Дегтярёв, вырученные от сбыта похищенного деньги прятал, как по призыву с плаката, в банке. В трёхлитровой стеклотаре, зарытой в землю, уместилась немаленькая по тем временам сумма — 13 тысяч рублей. …Этот вагон с коврами также был вскрыт наобум.
Предписания милиции
Сотрудники милиции рекомендовали железнодорожному начальству (эти предписания до сих пор не устарели) опечатывать документы на сопровождаемые грузы, чтобы исключить беспрепятственный доступ машинистов к информации, которой нечестные бригады могут воспользоваться в корыстных целях. Во-вторых, скоростемерные ленты, на которых фиксируются все непредвиденные остановки составов, должны расшифровываться аналитической группой работников депо для того, чтобы выявить причины остановок составов.