«Воспитывать патриотов нужно с детства. При этом важно объяснять детям, что сила России – в единстве многих народов, населяющих её», – считает Елена Жаркова, лауреат VII Всероссийского конкурса «Воспитатель года», воспитатель Новосибирского детского сада.
Досье
Елена ЖАРКОВА
Родилась в селе Ташара Мошковского района Новосибирской области в 1981 г.
Окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «учитель химии и экологии».
Лауреат VII Всероссийского конкурса «Воспитатель года» в 2016 году, воспитатель детского сада комбинированного вида № 411 города Новосибирска.
Главное – найти подход
– Анастасия Медведева, «АиФ на Оби»: Елена Александровна, педагог – сложная, нервная и не всегда хорошо оплачиваемая профессия. Современная молодёжь не стремится в эту сферу. Почему вы стали воспитателем?
– Елена Жаркова: Выросла я в многодетной семье в селе Ташара Мошковского района. С детства очень часто оставалась со своими младшими сестрёнками. Сама стала рано читать книги и своих сестёр обучила грамоте. Мама работала заведующей детсадом, и я часто бывала у неё на работе. Там мне нравилось играть с ребятишками: лепили с ними поделки из глины, «варили» куклам супы. Именно тогда я ощутила большое удовольствие от общения с детьми. И этот момент я хорошо запомнила, хотя тогда мне было всего 8 лет. Однако я поступила на географический факультет и решила стать учителем. Учёба давалась легко, но на 5 курсе у меня родилась дочь. Я пошла устраивать ребёнка в сад, и там мне предложили поработать. С тех пор у меня не возникает мысли поменять профессию. Хотя не всегда бывает легко.
– А в чём трудности?
– Много времени отнимает бумажная волокита: каждый раз, если ребёнок не пришёл в сад, родители пишут заявления, приводят детей – нужна расписка, забирают – расписка. Много документов и планов заполняем. Хорошо, что часть работы можно делать на компьютере – это экономит время. Тяжело приходится молодым специалистам. У них оплата труда небольшая. Думаю, её нужно поднимать. Хотя, когда я была на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года» и пообщалась с педагогами из других регионов, выяснилось, что везде по-разному работают сады и оплачивается наш труд. Оказывается, у нас достойные условия для профессиональной деятельности педагогов. В нашем регионе нагрузка на педагога разумная и зарплата выше, чем во многих уголках России.
– Говорят, что педагог – это призвание?
– У человека должна лежать душа, иначе ничего не получится. Можно иметь высшее образование, владеть современными методиками, но не быть готовым к работе. Таких специалистов сейчас приходит много, но, как правило, они не задерживаются долго, потому что в нашей работе недостаточно иметь только знания и умения. Многие детки приходят к нам стеснительные, неразговорчивые, и наша задача – раскрыть их. Воспитатель должен быть притягательным. Важно, чтобы он был другом, с которым малыш что-то узнаёт и чему-то учится. Мы с ними исследуем мир и делаем выводы, при этом у каждого ребёнка они свои.
– Кто-то сейчас вспоминает своё пребывание в саду с теплотой, а кто-то – с содроганием. Как по-вашему, изменилась система дошкольного образования в последнее время?
– Раньше детский сад занимался воспитанием, а родители – работой. Сейчас мы стараемся взаимодействовать. С детьми занимаемся ОБЖ – обсуждаем правила дорожного движения, безопасность при пожаре, правила поведения с незнакомыми людьми. Когда я ходила в детский сад, у нас летом настежь могли открыть окна на 2 этаже. Сейчас мы проветриваем помещение, только когда детей нет. Раньше воспитатели могли отдать ребёнка человеку, которого не знали. Например, если ребёнок говорил, что это сосед. Но были случаи, когда дети пропадали. Поэтому в наше время каждый родитель пишет заявление, кому он доверяет своё чадо.
Как вырастить патриотов?
– В некоторых странах граждан приучают быть патриотами чуть ли не с младенчества. А как прививают любовь к Родине у нас?
– А какое место отведено русской культуре?
– Некоторые педагоги сейчас настойчиво пропагандируют русскую народную культуру, но я считаю, что так делать нельзя. У нас многонациональная страна. Непонятно, почему не ведётся работа по обучению дошкольников культуре других национальностей? Сколько угодно можно приобщать ребят из других стран к русской традиции, но они от этого никогда русскими не станут. У них другое наследие, другой менталитет, и это прекрасно. В российские сады ходят дети самых разных национальностей, и эта тенденция только набирает свои обороты. Хорошо, что они учатся общаться друг с другом и уважать традиции других народов. Каждый черпает для себя что-то новое, и я не вижу в этом ничего плохого.
– Нужно ли рассказывать дошколятам о войне?