Серпантин на скорости
В конце восьмидесятых щуплый паренёк из Новосибирска стал звездой юношеских соревнований Советского Союза по шоссейным велогонкам. Он заявил себя одним из лучших горных гонщиков. Таких спортсменов выделяют зелёной майкой, а они награждают себя фонтанами адреналина: спуск по извилистым серпантинам на велосипеде при скорости до 80 километров в час – занятие, что называется, на грани.
Константин Клещин, «АиФ-Новосибирск»: Василий, шоссейные гонки в горах считаются опасным видом спорта. Наверное, главное – не упасть?
Василий Шапкин: Это в принципе опасный спорт. Ребята долго учатся вести себя в группе. Если до колеса соседа считанные сантиметры, неопытный спортсмен может запаниковать, упасть и увлечь за собой остальных. Такой «завал» нередко бывает даже во время мировых соревнований. Кстати, когда мы были маленькими и дерзко ездили со «стариками», нас чуть ли не за ухо отправляли в конец всей группы – чтобы дров не наломали.
В горах ещё сложнее: можно улететь в ущелье, врезаться в скалу. В восьмидесятые годы погибла юниорская команда из Душанбе: на спуске они врезались в грузовик.
В этом спорте многое зависит от команды и обслуживающего персонала – за группой всегда едет автомобиль, который везёт велосипеды, еду, воду. На первенстве России в 1992 году, которое проводили на Урале, я ушёл в отрыв и был в шаге от победы. Но машина где-то отстала, меня вовремя не подкормили, хотя при заезде на 200 километров, тем более в горах – это обязательно. Крутить шесть часов педали очень тяжело. Помню, как меня трясло от слабости, я падал на руль, теряя последние силы, поэтому не смог победить. Мне было очень обидно, ведь соперников из других команд заботливо сопровождали.
– Первые серьёзные результаты на первенстве СССР вы показали в 1988 году в 15 лет. Негласно вас называли «горным королём». Откуда это, ведь дома гор нет?!
– Поступив в секцию велоспорта в 10 лет, я стал его фанатом. Чётко следовал своему графику тренировок: 60 км утром – индивидуально и 120 вечером – в команде клуба «Север». Переключая скорости, ставил маленькую звёздочку – так тяжело крутить, зато при этом серьёзно загружаются мышцы. Я запросто катался с ребятами старше меня, и это восхищало тренеров, да и вообще всех, кто видел, как пацан сражается за победу с мужиками, которые больше его в два раза. В 1988 году меня пригласили в Омск, где есть центр олимпийской подготовки (ЦОП) по шоссейным гонкам. На новом месте интенсивность тренировок возросла, и мне довелось попробовать себя в горных условиях, так как сборы проводили в Средней Азии. И я понял: серпантины и перевалы – это моя стихия. Лёгкому, поджарому, тренированному проще вносить себя на горные кручи, чем тяжёлым спринтерам с мощными ногами.
– Как сейчас говорят, появилась своя «фишка»?
– Да, но с небольшой заминкой. В Омске, как и в Новосибирске, я опять был самым юным и наименее опытным, но только это уже никого не умиляло. Другой уровень требований, да и тренер ставил на команду: на четвёрку спортсменов, равных по силе для выступлений хоть в гонке на время, хоть в групповом заезде. Небольшой группе легче на гонке: спортсмены прикрывают друг друга от ветра, меняются местами, чтобы один мог отдохнуть. Вместе легче следить за обстановкой… При формировании команды я смог вписаться лишь во второй состав. Но потом была индивидуальная гонка в горах у комплекса Медео в Казахстане, где я себя показал лидером. Так я стал штатным горным гонщиком команды. И уже под меня подбирали группу.
Солдат при генерале?
– Каким виделось будущее советского велоспорта в конце восьмидесятых?
– Просто блестящим. Тогда уровень чемпионатов СССР среди юношей и юниоров был не ниже чемпионатов мира. Например, Дмитрий Мурашко, с которым мы начинали в команде ЦОП, стал чемпионом мира 1991 года среди юниоров (муж.19–22 года. – Прим. ред.)
Но развал СССР внёс коррективы: много талантливых спортсменов так себя и не реализовали. Сокращение финансирования создавало нервозность. Два–три состава команды стало уже роскошью. Удержаться в спорте можно было лишь снизив свой статус. Спортсмен мог хорошо выступать сам или претендовать на роль капитана команды, а ему предлагали стать «грегари» – то есть обеспечивать победу лидера. Это своего рода солдат при генерале, который жертвует своим успехом ради другого: отстаёт от гонки, чтобы привезти еду и воду лидеру, если потребуется – даже отдаст свой велосипед.
А мне тогда пришло время идти в армию. Обычно спортсмены, приняв присягу, через месяц уже выступали за СКА. Но СССР не стало, наступил хаос, и к тренировкам я смог приступить только через полгода. Но к тому времени на армейском пайке обессилел, так что боролся лишь за восстановление формы. Пока её набрал – закончился сезон. Потом выяснилось, что денег на спорт стало ещё меньше. Такой горькой судьба была не только у велосипедистов, и многие ломались.
Тогда я чувствовал, что одна моя жизнь закончилась, а другая не наступила. Была депрессия. Чтобы её заглушить без зелёного змия, нагружал себя физически: бегал, подтягивался, отжимался. Даже могилы копал на кладбище, ведь нужно было выживать. И свой рекорд поставил: сорок минут.
– Какие сегодня перспективы у велогонщиков?
– Прекрасные. Ведь такой спорт, как шоссейные велогонки, – идеальный выход для энергичных подростков. Они в обычной жизни часто бросаются во всякие глупости, как зацеперы. В велоспорте адреналина не меньше. Помню кольцевую гонку одного из чемпионатов России в Сочи у посёлка Хоста. На крутых спусках из 200 участников под конец осталось 30 процентов, остальные сошли с дистанции. Те, кто дошёл до конца, стали настоящими героями. Так что спорт – это своего рода социальный лифт, ведь лидеры приносят славу своему городу и региону.
Но велоспорту надо вернуть массовость. Для этого нужна пропаганда и поддержка со стороны государства, в том числе и на уровне города и региона. Новосибирск – не велосипедный город. Но в моём детстве здесь было семь клубов, где ребята делали первые старты. А сейчас – два–три! Конечно, нужны средства. Велоспорт никогда не был дешёвым занятием. В 80-х велосипед «Старт-Шоссе» стоил 147 рублей – это была месячная зарплата инженера. А в секции велосипеды выдавали бесплатно, как и экипировку! Сейчас негде тренироваться – движение на магистралях слишком интенсивное. Нам было проще: командой в 20 человек смело выезжали на трассу. Другие участники движения уважали спортсменов. А сегодня разве потерпят снижение скорости из-за велосипедистов?!
Василий ШАПКИН.
Родился в Новосибирске 28 января 1973 г. Мастер спорта СССР по велоспорту. Призёр юношеского чемпионата СССР 1988 г., победитель группового этапа чемпионата России 1989 г., призёр чемпионатов России и СССР 1990 г., победитель чемпионата Киргизской СССР 1991 г.