Пожиратели леса. Сибири грозит экологическое бедствие

За несколько дней вредители полностью уничтожают листву и хвою © / pixabay.com

В регионах Сибири могут объявить режим ЧС для борьбы с шелкопрядом. Армия прожорливых гусениц в считанные дни подчистую обгладывает кроны деревьев. Денег, чтобы остановить это нашествие, не хватает.

   
   

«Летом отправились как обычно отдыхать на природу и обомлели, – вспоминает Марина БАННИКОВА, жительница Колпашевского района Томской области, – вместо зелёной кроны на деревьях голые ветки. По кедрам и пихтам как будто пожар прошёлся, лесные красавицы «высохли» за считанные месяцы».

Мохнатая эпидемия

Причина таких изменений – небольшая мохнатая гусеница. На одном дереве бабочки сибирского шелкопряда, как подсчитали специалисты, могут отложить до 25–28 тысяч яиц, из которых уже ранней весной появятся целые полчища прожорливых вредителей. Чтобы уничтожить листву на берёзе или хвою на пихтах и кедрах, им понадобится всего несколько дней.

«Жаркое лето, а также мягкая и снежная зима способствовали размножению шелкопряда», – поясняет Максим КОЖУРИН, инженер-лесопатолог.

В Томской области, по подсчётам специалистов, сибирский шелкопряд поразил уже около полумиллиона гектаров леса. Всего же эпидемия охватила четыре региона Сибири: кроме Томской области, ещё Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области. Но проблема знакома и на других территориях. Искалеченные гусеницами деревья есть в Алтайском крае, а в богатых лесами Сузунском и Ордынском районах Новосибирской области замечены очаги бабочки-«монашенки» – одной из разновидностей шелкопряда. Этот лесной вредитель повреждает многие деревья, но особенно любит ель, сосну и лиственницу.

Как сообщил Иван ВАЛЕНТИК, руководитель Рослесхоза, в настоящее время шелкопрядом в Сибири поражено порядка 1,3 млн га лесов. Это почти втрое больше, чем во время прошлой эпидемии в 1995–1996 годах. Вредителем сегодня поражены площади, сопоставимые с половиной сгоревших в прошлом году лесов во всей России.

Самолёты против гусениц

Для борьбы с шелкопрядом лесники намерены использовать кардинальные меры – обработку лесов с применением химикатов и биопрепаратов. Безвредные для остальных оби­тателей леса, они вызывают расстройство пищеварительной системы у гусениц шелкопряда, что приводит к их гибели. Самый действенный способ, говорят специалисты, авиационная обработка лесов, то есть опылить деревья пестицидами с воздуха. Но он же – и самый затратный.

   
   

«Стоимость полного истребления шелкопряда в Сибири оценивается в 1,3 млрд рублей, тогда как регионы в 2017 году запланировали направить на эти цели 300 млн рублей, – рассказал на совещании в Новосибирске Иван Валентик. – Часть суммы будет дополнительно выделена из резервного фонда Рослесхоза, но недостаток средств, безусловно, будет. Если денег не будет хватать – придётся расставлять приоритеты. В первую очередь будем защищать лесные массивы, примыкающие к населённым пунктам, и особо ценные зелёные насаждения».

В 2017 году для борьбы с шелкопрядом могут объявить режим ЧС во всех регионах СФО. Это поможет получить дополнительное финансирование из федерального центра и централизованно решить сложные вопросы.

Один из них: как бороться с лесным вредителем, поразившим деревья в поймах рек? По оценкам специалистов, сегодня больше трети заражённых территорий находится в водоохранной зоне, и применять там обычные химические реагенты нельзя.

Лесу нужна скорая помощь

Николай СКАЛОН, заведующий кафедрой биоразно­образия и биоресурсов Кемеровского госуниверситета:

– Естественных врагов у шелкопряда в природе практически нет. Из птиц его гусениц едят только кукушки. Поэтому без вмешательства человека лесные массивы вряд ли удастся спасти. Если не бороться с шелкопрядом, он уничтожает лес за считанные месяцы, превращая здоровые деревья в голые деревяшки. Как правило, оставшиеся после шелкопряда оголённые леса потом сгорают, например, от попадания молнии. Вырасти заново лес на оставшихся после пожара полянах может. Но на это уйдут десятилетия.

Смотрите также: