Стоимость подготовки водителей категории С или D – тех самых, кто водит автобусы, – порядка 100 тыс. рублей. Если раньше подготовкой профессиональных водителей занимались десятки ПТУ и техникумов, то сейчас, в условиях сжимающегося, как шагреневая кожа, бюджетного финансирования, учреждений начального профессионального звена, где можно выучиться на водителя автобуса или грузовика, становится всё меньше. Владельцы автотранспортных предприятий тоже не всегда готовы тратиться на подготовку и переподготовку своих сотрудников.
Психов не брать
Между тем 90% ДТП случается из-за так называемого «человеческого фактора», то есть когда человек за рулём по причине недостатка знаний и опыта нарушил правила, либо неправильно оценил дорожную ситуацию, либо был пьян или болен.
«Мы все – против пьянства за рулём. Но чем отличается от пьяного человек, который сутки не спал или который садится за руль с высокой температурой или зашкаливающим давлением?» – задаётся риторическим вопросом начальник Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Василий Иванько.
Ну а человек с истерическим психотипом, склонный к риску и спонтанным реакциям, – и вовсе потенциальный убийца за рулём. Участники рынка перевозок заговорили о необходимости введения психоэмоционального тестирования в учебных заведениях, занимающихся подготовкой профессиональных водителей, чтобы за руль не попадали те, кто априори не сможет стать хорошим водителем.
Проверку не прошли
«На надёжность водителя влияют несколько психоэмоциональных факторов: внимание, восприятие, мышление, выносливость, стрессоустойчивость», – объясняет кандидат психологических наук, начальник управления по инновациям Сибирского автодорожного института Майя Дубынина. Способность быстро и адекватно переключать внимание – важнейшее качество водителя. Так же, как и восприятие – возможность правильно оценивать характеристики пространства и времени. Между тем далеко не каждый человек способен быстро переключать внимание и верно просчитывать манёвры.
Майя Дубынина рассказала о методиках психофизиологического тестирования, разработанных специалистами СибАДИ. Разработки опробовали в крупной сибирской автотранспортной компании. Вот что получилось.
Сорок пять процентов водителей, пройдя теcтирование, получили вердикт «профнепригоден». Причём самые большие проблемы – с вниманием и стрессо-устойчивостью. Наиболее опасная возрастная группа – шофёры в возрасте 51–65 лет. Скорость реакций в этом возрасте замедляется, и часто пожилой водитель, несмотря на опыт, оказывается неадекватным в экстремальной дорожной ситуации. Между тем средний возраст водителей автобусов и грузовиков в Сибири – как раз 50+. Самые хорошие показатели продемонстрировали люди в возрасте 20–35 лет.
Проведя подобный тест в одном из образовательных учреждений начального профессионального звена, психологи выяснили, что 70% кандидатов в водители – психологически непригодны к этой профессии.
«Это всё хорошо, но водителей и так не хватает», – мрачно резюмировал Василий Иванько. Поэтому, считают специалисты, с психологическим тестированием придётся повременить. Тем более, по мнению большинства участников профессионального сообщества, существующие сегодня методики нуждаются в
доработке.
Дай дорогу дураку
Бывалые водители говорят: главное правило на дороге – правило «трёх Д»: «Дай дорогу дураку». В УГИБДД НСО провели анализ аварийности и вывели несколько закономерностей, которые характерны, пожалуй, для любого региона:
■ Каждое второе столкновение происходит из-за выезда на встречную полосу.
■ Самые аварийные дни недели – четверг и пятница.
■ Всплеск аварийности ежегодно приходится на август и сентябрь.
■ Больше всего погибших в ДТП – по субботам и воскресеньям.
■ В 4 из 5 ДТП виновники – водители-любители.
■ Каждое 8-е ДТП совершается в пьяном виде.
Смотрите также:
- Работодатели НСО рассказали, как наказывают подчиненных за плохую работу →
- Учиться никогда не поздно. Предпенсионеры могут освоить новую профессию →
- В каких сферах больше всего безработных в Новосибирске - эксперты →