«Живая энергетика дорогого стоит»

Фрол Подлесный / "АиФ-Новосибирск"

   
   

Русская театральная школа – лучшая в мире, считает Григорий Шустер, актёр, заслуженный артист России,преподаватель.

Гитлер, царь и пионер

В этом году артист отметил сразу два юбилея: 25 лет работы в театре «Красный факел», 15 марта ему исполнилось 75 лет.     

– Григорий Александрович, есть ли у вас любимые роли? Чем они так вам близки? Может быть, есть параллель между ними и какими-то событиями в вашей жизни?

– Недавно я играл Гитлера. Разве он может быть мне близок? Актёр должен играть всё. За 50 лет творческой жизни я сыграл самых разных персонажей: от животных до царей и пионеров. И я люблю каждую свою роль. Мы не сами выбираем, кого будем играть. Обычно в театре на доске вешают информацию о том, кто и какой спектакль ставит, и список актёров, которые заняты в постановке. С этого момента наша задача – прочувствовать героя, полюбить его и сыграть так, как задумал режиссёр. При этом абсолютно не важно, близок персонаж или нет. Что нужно сделать для того, чтобы сжиться с персонажем, я не могу сказать – у каждого свой рецепт. Мне однажды помог неприятный случай: кто-то в театре написал на меня отрицательную характеристику. В ней было написано, что артист Шустер в последнее время стал хуже относиться к работе и из-за этого у него перестали получаться роли. Прочитав это, я сильно разозлился. Потому что назвать причины того, отчего роль не удалась, невозможно. Это загадка профессии, а отношение к работе здесь ни при чём. В состоянии ярости я вышел на сцену и стал играть спектакль. И это, как мне потом сказали, было лучшее исполнение роли.

–За полвека, что вы работаете на сцене, изменился ли театр и его зрители?

   
   

– Театр меняется постоянно, молодёжь привносит свежую струю. Раньше на одной сцене играли представители разных театральных школ: московской, ленинградской, сибирской. Сейчас такого разнообразия нет: все актёры – выпускники одного института. Но мне кажется, что качество спектаклей не стало от этого хуже.

Меняется и театральный репертуар. В военное время на сцене шли в основном комедии, народ в то сложное трагичное время нуждался в позитиве. Сейчас потребности зрителя понять сложно и в театрах ставят спектакли самых разных жанров.Многие режиссёры пытаются перенести действие классических произведений в наше время. Мне это не очень близко, потому что классика и есть классика!

Что касается зрителей, люди, несмотря на телевидение, Интернет, гаджеты, всё равно ходят в театр, любят его, залы всегда полные. Режиссёр Михаил Ромм однажды сказал: «Театр скоро умрёт, останется только кино». Сейчас точно можно сказать, что он был не прав. Потому что в театрах зритель чувствует живую энергетику актёров, и это дорогого стоит.

50 лет в театре

–Стать актёром – такой выбор был случайным или нет?

– Я никогда не думал, что театр будет моей профессией. После школы поступил в НИИЖТ, параллельно занимался в Народном театре. Однажды летом я поехал работать вожатым в пионерский лагерь и там познакомился со студентами, которые учились в театральном училище. Они, узнав о моём хобби, предложили попробовать поступить к ним. Мне показалось это хорошей идеей. Ничего не говоря родителям и даже не сдавая документы, я пошёл на первый отборочный тур. По иронии судьбы, он проходил на втором этаже «Красного факела». Так получилось, что я прошёл все три этапа конкурса и стал студентом театрального училища. Мне тогда было 22 года.

В годы учёбы я подрабатывал журналистом: писал в газету статьи о популярных в то время артистах. Все публикации сохранились у меня до сих пор. После выпуска я пошёл работать в ТЮЗ, а в свободное время писал сценарии для новогодних праздников и ставил по ним спектакли вместе с другими артистами. Тогда в городе была одна огромная центральная ёлка, она стояла посреди площади Ленина. Там в 40-градусный мороз мы показывали свои постановки.

В ТЮЗе я сыграл около 200 ролей. По сей день я считаю этот театр, который теперь называется «Глобус», родным, сердце щемит, когда я прихожу туда уже как зритель. Я не планировал с ним расставаться и, когда меня пригласили в «Красный факел», долго сомневался. Раздумывал, никому ничего не говорил – такова театральная традиция. Мой уход получился классическим: на доске информации в ТЮЗе повесили приказ о том, что с 1 января актёр Шустер в театре не работает, администрация объявляет ему благодарность и награждает месячным окладом. И вот уже 25 лет я – в «Красном факеле» и за эти годы ни разу не пожалел о таком решении.

И свой 75-летний юбилей я отметил на сцене любимого театра в спектакле «Отцы и сыновья».

–В театральных школах вы ещё преподаёте детям актёрское мастерство. Как вы думаете, талант актёра есть в каждом человеке?

– Дети всё время играют: в игрушки, в дочки-матери, во взрослых – и неталантливых среди них нет. Просто одни хотят быть актёрами и стремятся к этому, а для других театр – просто хобби. Угадать, получится из человека артист или нет, невозможно, это всегда лотерея. Мне повезло: многие мои ученики становятся актёрами и достигают в своей сфере завидных успехов. В «Красном факеле» работает моя ученица Татьяна Классина. Она заслуженная артистка России. А её одногруппник Андрей Звягинцев, кинорежиссёр, живёт в Москве и недавно получил «Золотой глобус» за один из своих фильмов.

Вообще, русская театральная школа лучшая в мире, и стать актёром может каждый. Достаточно иметь 25% таланта и 75% трудоспособности.

Досье:

Григорий Александрович ШУСТЕР.

Родился 15 марта 1940 года в Томске. В 1966 году окончил Новосибирское театральное училище. 25 лет работал в ТЮЗе, где сыграл около 200 ролей. Затем в 1990 году перешёл в театр «Красный факел», где служит до сих пор. Заслуженный артист России, общественный директор Дома актёра, преподаватель. 

Смотрите также: