Примерное время чтения: 10 минут
1315

Александр Кулябин: «Артист может зарабатывать в театре хорошие деньги»

Фото: пресс-служба театра

Александр Прокопьевич Кулябин, 60-летний юбилей которого на днях отпраздновали в театре «Красный факел» сделал для культурной среды Новосибирска очень многое. В конце 90-х годов он стал руководить одним из лучших театров России – «Красным факелом», смог вывести театр из неблагополучной экономической ситуации.

Фотогалерея: «Всемирный день театра» в «Красном Факеле»

При его деятельном участии создан фестиваль «Ново-Сибирский транзит", театр со своими лучшими спектаклями выезжает на гастроли по России и за рубеж... Сегодня его заслуг не перечесть, а начинался этот блестящий путь 60 лет назад, в Ижевске... 

Александр Кулябин с женой. Фото: пресс-служба театра

Юбиляр родился в театральной семье, так что жизненный и творческий путь определился практически с его первым младенческим криком. Мама будущего руководителя сибирского МХАТа занималась в театральном кружке, была интересной характерной артисткой. Старший брат был конферансье очень крупного завода, составлял концертные программы, делал миниатюры. Средний – очень хорошо пел, руководил музыкальным к квартетом. А с папой юбиляра произошла удивительная история. Как-то в Ижевске, где он жил, работала выездная комиссия ленинградского театрального училища. И папа был единственным из города, кто в тот год прошёл конкурс и поступил! Жил он тогда один, и вот буквально за неделю до отъезда в Ленинград, вернулся домой и обнаружил, что квартиру ограбили, – всё вынесли подчистую. Осталась только рабочая роба, которая собственно на нём и была. Ехать учиться было не на что. Пришлось папе забыть об актёрской профессии...

С родителями в 60-е годы. Фото: из семейного архива

Варвара Канаева, nsk.aif.ru: - Вы помните свое первое появление на сцене?

Александр Кулябин: - Помню, что когда мне было шесть, я уже чувствовал себя на театральных подмостках как дома. Старший брат привлекал меня к своим выступлениям. А потом почему-то устроил меня в цирковой кружок. Я был клоуном-эквилибристом, работал на шаре: катался и жонглировал. Однажды (было мне тогда лет девять), я решил всех поразить новым трюком. Я придумал во время номера прыгнуть с одного шара на другой. Представьте себе такое! Но ведь ребёнку элементарные законы физики не кажутся помехой для подвига. Естественно, я очень сильно тогда упал, и на этом моя цирковая карьера закончилась. Но сцена все равно тянула, даже несмотря на то, что первые серьезные шишки я набил именно там.

Александр Кулябин (слева) с братьями. Фото: из семейного архива

Старший брат не сдавался. Сказал: ну, раз с цирком не сложилось, будешь петь. И меня отдали в хор. Петь мне очень нравилось, поэтому я изо всех сил старался, чтобы всем было хорошо меня слышно. Так что ни столько пел, сколько кричал, что есть мочи. Репетиции три меня терпели. Но потом всё же вежливо попросили…

Читайте также: Все тайны «Красного факела» - за одну ночь>>>

Но артистом я все же стал, хотя до окончания школы даже мечтать не смел о таком счастье. До десятого класса я все свое свободное время пропадал в самодеятельности, в то время была масса драматических кружков. Но о том, чтобы стать профессиональным артистом, я и не мечтал. Мой друг решил поступать в театральный институт и предложил к нему присоединиться. Я помню: до того разволновался, что даже не мог уснуть. Думаю, эта бессонная ночь и повлияла на всю мою жизнь. После десятого класса я поступил в тюменское Училище искусств, а после играл в Ижевском театре драмы.

Гость на балу в «Маскараде» Лермонтова. Фото: из личного архива
Автолик в «Зимней сказке» Шекспира. Фото: из личного архива

В.К.: - Каким был ваш самый сложный жизненный период?

А.К.: - Есть такая пьеса Виктора Коркия «Я бедный Сосо Джугашвили», где я играл некий собирательный образ Сталина. Спектакль мы делали внепланово. График был безумный: в десять утра начинались плановые репетиции, вечером шли спектакли, а с одиннадцати до часу ночи мы работали над Сталиным. И так каждый день на протяжении полугода. Платили в театре мало, приходилось работать на стороне. Самым популярным видом заработка были, конечно, кружки самодеятельности. Я вёл два. Так что в перерыве между утренними репетициями и вечерними спектаклями тоже работал. Поэтому, когда мы бывали на гастролях, и кто-то из моих коллег переживал из-за плотности графика: утром сказка – вечером спектакль, мне это казалось настоящим отдыхом, ведь днём можно было сходить на пляж! Работать много я привык.

«Буря» Шекспира, Ижевск. Фото: из личного архива

В.К.: - Почему решили изменить жизнь и стать театральным менеджером? 

 

А.К.: - Это странная история со счастливым концом. Как-то раз к нам в театр забежал парень и обратился к артистам с предложением заработать деньги, разгрузив машину. Мои коллеги восприняли это как нечто само собой разумеющееся. А для меня это был серьёзный поворот в жизни. Как может семнадцатилетний сопляк нанимать нас  – народного, заслуженного артистов и меня – разгружать крупу?!? Именно после того случая я решил пойти учиться на театрального менеджера. Я окончил театральную школу Дадамяна в Москве. Туда, кстати, не брали артистов: считали, не то у них сознание для того, чтобы заниматься менеджментом. Но я доказал, что могу, поступил, отучился и успешно защитился. Я это сделал, потому что уверен: артист может зарабатывать в театре хорошие деньги, и должен за свой тяжелейший труд получать достойную зарплату.

С Андреем Макаревичем. Фото: из личного архива

В.К.: - Сложно было стоять у руля «Красного факела»?

А.К.: - Я начал руководить театром в 1999 году. Это было экономически сложное время, да и в театре ситуация была непростая. Зал, в лучшем случае, наполнялся только наполовину. Зрительский интерес к постановкам одного из лучших театров России был упущен, поэтому работу по привлечению людей в зал, по созданию «своего» зрителя, надо было начинать с нуля.

 

Кстати, заполнить зрителями зал просто – нужно только очень этого захотеть. Только это очень длительный процесс. Нельзя поставить один хороший спектакль и на этом успокоиться. В деле популяризации театрального искусства мелочей не бывает. Здесь и правильная политика продажи билетов, и организация «обратной связи» - постоянное общение с театралами. Мы идем навстречу публике – ставим те пьесы, которые сегодня интересны, актуальны. Кроме этого, важна правильная рекламная кампания каждого спектакля... На то, чтобы вернуть зрителей в зал «Красного факела» у нас ушло пять лет.

С участниками спектакля «Только для женщин». Фото: пресс-служба театра

В.К.:- Ваш сын сегодня – один из ярчайших режиссеров в Новосибирске. Но когда он начинал, вам не было страшно: люди станут вас обвинять в том, что вы создаете особые условия для сына?

А.К.: - Вы правы, такая мысль меня посещала. Поэтому свою первую работу он сделал не в «Красном факеле", а в Омске. Это был спектакль «Невский проспект", его инсценировка по произведениям Гоголя. После этого он работал в «Красном факеле" ассистентом режиссера и переводчиком у британского режиссера Яна Вильяма Ван Ден Боша. И только после этого ему дали поставить спектакль на малой сцене театра - инсценировку «Пиковой дамы". Потом были нашумевшие «Макбет» и «Маскарад». Сейчас готовится постановка «KILL» по пьесе Шиллера «Коварство и любовь». Думаю, это будет интересное действо.

В.К.: - 60 лет - это серьезная дата, некий рубеж в жизни. Оглядываясь на свой путь, вы довольны тем, как его прошли?

 

А.К.: - Скорее да, чем нет. Мне жаль, что я довольно долгое время был артистом. Надо было пораньше уйти в профессию театрального менеджера. Это дело мне по плечу, и я получаю от него колоссальное удовольствие.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах