Чуйский тракт Вячеслава Шишкова. Где искать таинственную страну?

Вечная дорога в Алтайском крае © / Ольга Четвергова / АиФ

И вот я еду по тому самому Чуйскому тракту. Дорога то стремительно несётся вниз, то резко идёт на подъём. Пожалуй, не найдётся здесь ни одного участка, который бы ровной стрелой уходил вдаль. Водителю всегда нужно быть начеку: обязательно за тем или этим поворотом жди, что последует новый опасный участок. Параллельно тракту течёт, повторяя изгибы дороги, непокорная Катунь. А чуть поодаль, и тоже рядом с дорогой и рекой, высятся покрытые снегом горы.

   
   

Три тысячи лет до нашей эры

Чуйский тракт жители Алтая зовут вечной дорогой. Упоминается он в документах, относящихся ещё к третьему тысячелетию до нашей эры. Уже тогда караваны верблюдов и лошадей везли по нему на Алтай товары из Тибета, Китая, Передней Азии. Чуйский тракт был началом Северной дороги Великого шёлкового пути. Дотошные историки докопались до самых далёких глубин прошедших тысячелетий. В те древние времена эта дорога представляла собой скорее петляющую по горным хребтам и уступам тропу, чем наезженный тракт. Местами она становилась настолько узкой и опасной, что не то что двум встречным караванам − пешим людям невозможно было разминуться на так называемых бомах – узких «прижимах» над обрывами. И тогда погонщик шёл далеко вперёд, до следующего бома, клал на тропу свою шапку. Это был знак встречному каравану: внимание, мол, пропусти встречного! Затем возвращался за своим караваном и попутчиками. Так, наверное, наши далёкие предки изобрели прототип сегодняшнего светофора.

Неспешно текли века, и ничего не менялось. До середины XVIII века. Когда здесь только-только начали обосновываться подданные Российской империи. Они поняли, что эта дорога им нужна не столько для выручки торговцев с далекой окраины империи, сколько для собственных интересов. Политика, однако! Путь через Алтай означал расширение российского влияния в Азии.

Начиная с 1860-х годов, вопрос о необходимости тракта на Алтае не раз обсуждался в высоких столичных кабинетах. Но первые участки колёсной дороги начали строить лишь в конце XIX века по маршруту старой вьючной тропы: от Бийска до пограничного селения Кош-Агач, а потом в Монголию и Китай. Построить построили, а на поддержание дороги средств не выделяли. В конце концов к 1913 году она приобрела первозданное разбитое состояние.

Надеялись только на крепость рук

Именно в эти годы начался расцвет и подъём российской промышленности. Помните по урокам истории, когда наши учителя достижения первых советских пятилеток сравнивали именно с достижениями 1913 года? Крепнувшему государству нужны были надёжные дороги для расширения торговли и контактов с соседями. Поэтому на повестку дня встал вопрос о восстановлении Чуйского тракта. На разведку из Томска послали изыскательскую партию из десяти человек во главе с инженером-водником Вячеславом Шишковым. Перед ним стояла сложная задача − сделать необходимые расчёты не только относительно восстановления прежнего тракта, но и представить свое заключение о возможности строительства новой трассы.

   
   

Можно только предоложить, в каких неимоверно сложных условиях пришлось работать изыскателям. Шишков разделил свою группу на две по пять человек, и каждая пошла своим путём. В подмогу – только лошадиные силы да железная воля и крепость духа. Задачу свою изыскатели выполнили с высоким качеством. Об этом говорит тот факт, что рабочими планшетами инженера Шишкова с его заметками и расчётами до сих пор пользуется дорожная служба Чуйского тракта.

А вот с правой стороны дороги показался памятник. Это памятник великому инженеру-изыскателю современного Чуйского тракта и замечательному писателю Вячеславу Шишкову. На двухметровом бетонном основании установлена конструкция, напоминающая открытую книгу. На её изгибе размещён барельеф писателя. Строгое, сосредоточенное лицо, слегка прищуренный взгляд… Такое впечатление, что Вячеслав Яковлевич Шишков сегодня оценивающе смотрит на нас из своего далёкого далёка…

И снова дорога вьётся между горами и Катунью… Наверное, именно эти горы описывал в своей повести «Алые сугробы» писатель Шишков. Герои повествования Степан и Афоня, мужики из далёкой приволжской деревни, отправились в неведомый край в поисках сказочной страны под названием Беловодье. Туда, где «дожди тёплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растёт − ни пахать, ни сеять. В цветистом большетравье без конца, без счёту стада пасутся − бери, владей».

Много дней и ночей они ехали на лошадях, и вот, наконец, перед их взором выросли величественные горы, покрытые непроходимыми лесами и вечными снегами. Путешественники остановились на ночлег у самого их подножия.

Утром путники выбрались на самый перевал. «Глянул Афоня, – пишет Шишков, – и всё внутри его заплясало: весь Алтай всколебался перед ним. Горы, как хребты страшных чудовищ, высились над землёй: ближние – в ярко-зелёной щетине леса, на ободранных боках кровавые подтёки; а там – чёрные рёбра обнажились, там – осыпь серых камней, курум. Дальше же яркая зелень блекла, голубой закрывались горы завесой, гуще, гуще завеса, и уже в правую руку, куда летел очарованный Афонин взор, – было синим-синё».

Слыша эти строки, даже слепой, наверное, может представить себе всю красоту природы Горного Алтая. И хотя они были написаны без малого девяносто лет тому назад, по-прежнему от каждого слова, от каждой строчки веет свежестью, таинственностью, глубиной, точностью, будто ничто в этом мире не изменилось с тех пор.

…А Чуйский тракт всё бежал и бежал вперёд.

Смотрите также: