- Официальный километраж тракта составляет 963 километра, - поясняет Елена Анатольевна, - но к нему постоянно добавляются новые отрезки, изменяется её кривизна, что отражается на длине. И это хорошо, потому что пока дорога меняется, она жива!
Девяносто или три тысячи?
26 мая 2012 года прошли торжества по случаю 90-летия Чуйского тракта. В рамках торжеств, организованных Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и другими организациями, состоялся трехдневный автопробег «Новосибирск-Ташанта», освящение креста на месте будущей часовни, закладка памятника и высадка аллеи из кедров.
Елена Грехова говорит, что 90 лет – это условная дата, просто 26 мая 1922 года был принят указ советского правительства, на основании которого Чуйский тракт, бывший на большом протяжении вьючной тропой, получил статус дороги государственного значения.
- Первые изображения Чуйского тракта относятся к концу 17 - началу 18 века, когда по указу Петра первого была построена Бикатунская крепость на слиянии рек Бия и Катунь, - рассказывает Елена Анатольевна. - На тот момент существовала тропа, которая вела к знаменитой Вихоревской переправе. Многие историки считают, что слово «вихоревская» созвучно слову «Бухара», и что древняя Чуйская тропа является северным ответвлением Великого Шелкового пути. В китайских источниках трехтысячелетней давности говорится о существовании северной дороги в края, где живут рыбы с круглым ртом на брюхе – это наши осетровые рыбы!
Много ездит по ней шоферов
В 20-е годы прошлого века на Чуйском тракте появились первые автомобили – в музее тракта есть уникальный экспонат – костюм шофера тех времен: штаны и куртка из кожи, кожаные краги, кепи. В 1933 году появляется такое понятие – ЧВТ (Чуйский военизированный тракт). Самые смелые отчаянные парни садились за руль автомобилей – среди них были АМО и Форды, - и водили их по горным дорогам, которые и дорогами-то трудно было назвать. Именно тогда и появляется песня, ставшая впоследствии очень популярной.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Ездит много по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирёв.
Однажды, когда Василий Шукшин был в Новосибирске, его предложили познакомить с автором этой песни. Василий Макарович был поражен – писатель был уверен, что это музыкальное произведение является продуктом народного фольклора. Однако автором песни является известный новосибирский писатель – фантаст Михаил Михеев, автор таких книг как «Вирус В-13», «Тайна белого пятна». В тридцатые годы прошедшего столетия он работал слесарем в управлении Чуйского военизированного тракта. Рассказывают, что будущий писатель был влюблен в девушку, которая стала прототипом Раечки из песни. Однако слесарю из управления красавица предпочла шофера Николая Ковалева. Михеев как бы в отместку сочинил эту песню, в которой её герой - автор переименовал его в Кольку Снегирева – гибнет по вине девушки. Говорят, что влюбленные не обиделись, а песня даже была исполнена на свадьбе у счастливого соперника.
О Чуйском тракте сложено много других песен – одна из них посвящена Леньке-стажеру, молодому водителю, по вине которого погибло много людей.
Погибал там народ весь навечно,
И машина разбилася в прах
Инженера и Лёньку-стажёра
От Катуни несли на руках.
- Дорогой смерти тракт называли не случайно, на его протяжении расположено 22 бома, - говорит директор музея. - так называют участки дороги, где отвесная скала резко обрывается к воде. А реки в этом краю очень бурные. На тракте случалось очень много аварий, в том числе крупных.
Дорога на костях
В 1930-е годы строительство Чуйского тракта передано 7-му отделению Сиблага.На всем протяжении дороги через каждые 15-20 километров были созданы, так называемые, «командировки» - лагерные пункты на 300-400 заключенных: три-четыре барака и дом для охраны за глухой стеной с колючей проволокой и сторожевыми вышками по периметру. Их еще называли почтовыми ящиками – так обозначали на картах места расположения бараков.
- Бараки плохо отапливались, а зимой в этих краях температура может опускаться до 60 градусов мороза, - рассказывает Елена Грехова, - многие люди просто замерзали насмерть!
Алтайские старожилы говорят: среди населения ходили слухи, что людей, погибших на строительстве Чуйского тракта закатывали прямо в асфальт – мол, дорога в прямом смысле построена на костях людей. Это легенды – но есть и достоверные факты. Так, на бомах Керр-Кечу и Яломан объем скальных работ, проводимых вручную, составлял более ста тысяч кубометров. Историки говорят, что на каждый километр дороги в тех краях приходилось не менее 15 умерших, которых захоранивали в насыпи дороги.
Скоро в деревне Топучая Шебалинского района Республики Алтай, где проходили основные торжества в честь 90-летия Чуйского тракта, появится часовня, возведенная в память о мучениках, погибших на строительстве тракта. Там же уже в августе этого года будет установлен памятник в честь этих людей.
Старый тракт – новый век!
СПРАВКА | |
---|---|
Чуйский тракт в большинстве носит двухполосный характер. Последнее десятилетие активно ведется реконструкция отдельных участков его в современное 4-6 полосное шассе, однако эти программы не носят системного характера и затронули не более 15% протяженности тракта. В прилегающей к границе с Монголией части тракта трафик минимален, однако на участке от Новосибирска до Горно-Алтайска это наиболее интенсивно используемая в Сибири автодорога. Наиболее проблемные участки: Искитим-Тальменское, Барнаул- Бийск. |
Автопробег «Новосибирск – Ташанта» - это только начало программы, которую назвали «Новый век Чуйского тракта». По словам руководителя программы Олега КОЖИХОВА, автопробег – это первое мероприятие, которое вместе поможет заинтересовать людей и привлечь внимание к тракту.
- Чтобы оценить вино, его нужно продегустировать, а чтобы узнать дорогу, по ней нужно проехать, - поясняет Олег Викторович, - Через 10 лет грядет юбилейная дата, и хотелось бы чтобы к этому времени тракт подошел совсем с другой инфраструктурой. Также хотелось бы, чтобы изменилось отношение к Алтаю – для иностранных туроператоров Горный Алтай это «что-то рядом с Монголией». Кроме того, наша цель, чтобы люди узнали о тех, кто строил эту дорогу: это были и раскулаченные крестьяне, и интеллигенция, и духовенство.
Из-за того, что Чуйский тракт большей частью имеет лишь две полосы, на многих участках это приводит к перегруженности и авариям, в которых погибает много людей. Поэтому в рамках проекта «Новый век Чуйского тракта» будет проводиться модернизация и реконструкция многих участков дороги. Это важно, чтобы еще больше людей смогли посетить Горный Алтай – одно из самых красивых мест нашей планеты!