Примерное время чтения: 6 минут
371

Путешественники-экстремалы покоряют затерянные миры Восточной Сибири на внедорожниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ на Оби» 11/07/2012
Фото: Off Road Master Club

Поселение тофаларов

Во время путешествия вдоль забытого сегодня и заброшенного канала Обь-Енисейского водного пути, который строился еще при Екатерине, путешественникам посчастливилось повстречать поселения староверов-беспоповцев. — Их быт удивителен: они живут натуральным хозяйством, без всех благ цивилизации (нет даже электричества), и самое главное — в каждой семье по 10–12 детей, — вспоминает Олег. – Поселки староверов разительно отличаются от обычных: каждый раз нас встречало море детворы, что, конечно, является нонсенсом в современных вымирающих деревнях, где остались лишь старики.

В затерянном мире горной системы Саян спортсмены познакомились с самой малочисленной народностью мира — тофаларами. Путешественники расспрашивали их о возможности прохождения большого автомобильного кольца, которое располагалось на Восточных Саянах. Но аборигены уверяли, что даже не всякий конь сможет пройти по этим местам, а не то что машины. К тому же согласно легендам, места эти таинственные, сплошь заселенные богами и героями. Один из них — Гэсэр-хан, воины которого — окаменевшие горы Саян — препятствуют всем, кто пытается их преодолеть. Однако это только подзадорило спортсменов.

— Как только закончились дороги, нам стали попадаться брод, моховые болота, каменные реки и овраги, и, чтобы их

КСТАТИ
В следующем году путешественники вновь отправятся за приключениями. На этот раз их цель — Алтай и Тыва. В рамках этого маршрута пройдет чемпионат Сибири по автоальпинизму: восхождение на высочайшую точку Восточной Сибири — гору Монгун-Тайга — на автомобилях.  Спортсмены приглашают присоединиться к этой поездке всех желающих. Причем стать участником экспедиции могут как автомобилисты, так и люди без машины. Мест в уже имеющихся внедорожниках хватит всем. Бояться, что не сможете покорить Монгун-Тайгу, тоже не стоит — на четырехтысячник новички поедут только по собственному желанию. Для людей без опыта, скорее всего, будет создан дополнительный маршрут, но тоже довольно сложный. Кроме силы духа в нем понадобятся и материальные сбережения: придется заплатить за бензин и еду.

преодолеть, приходилось буквально переносить автомобили «на руках». Машины постоянно ломались, но мы уже столько раз их ремонтировали, что стали настоящими профессионалами-механиками, — рассказывает Олег. — Но нас ждали еще большие испытания. Впереди был Мус-Даг-Дабан — основной хребет Восточных Саян. Было мокро, грязно и страшно холодно, но нам нужно было поднять машину по снежнику вверх по склону, крутизна которого была более 40 градусов! Пришлось сильно повозиться перед тем, как мы вытянули все машины. Чумазые, до нитки промокшие, страшно уставшие, мы были безмерно счастливы!

Подарок Гэсэр-хана

После этого команду ждали не менее сложные спуски и подъемы, во время одного из которых закончилось топливо. Как раз в этот день у руководителя экспедиции Олега Булгакова был день рождения. Вечером путешественники отметили праздник, а наутро собрались идти за топливом через горы и брод к ближайшему населенному пункту, который находился в 35 км. Об этом они сообщили новосибирским друзьям по спутниковому телефону.

Видимо, наблюдая за трудностями отважных спортсменов, Гэсэр-хан решил отблагодарить их за настойчивость. Оказалось, что получив сообщение, друзья с большой земли кинули клич по всей России и за два дня собрали деньги на снаряжение вертолета, который доставил бензин.

Во время этого путешествия не обошлось и без курьезного случая. — Впереди движущейся на машинах экспедиции всегда идут пешие разведчики, которые сообщают о трудностях предстоящего пути. Как-то раз один из разведчиков сообщил по рации, что встретился с медведями. После этого связь прервалась, — говорит Олег Булгаков. — Мы тут же бросились спасать друга. Бежать пришлось несколько километров, взбираясь на крутую гору. В голову лезли самые неприятные мысли. Но оказалось, что все переживания были напрасны: разведчик тихонько сидел за большим валуном, наблюдая за медвежьим семейством из бинокля, а рядом с ним лежала севшая рация. В тот день мы не раз крепко и немного больно пожимали ему руку…

Сейчас спортсмены собираются в новую авантюру. На этот раз их цель — плато Путорана, расположенное на полуострове Таймыр за Полярным кругом. Добираться до него экстремалы будут по водному пути на автомобилях — амфибиях собственной конструкции. Внедорожники водрузят на катамараны с надувными баллонами, сзади которых прикрепят лодочный мотор. О том, как завершится эта уникальная экспедиция, мы узнаем через 1,5 месяца.

Приятная усталость

Спортсмены рассказывают, что, когда возвращаются из таких путешествий, на вопрос о том, как они отдохнули, всегда озадаченно помалкивают. Такой у них получается тяжелый и необычный отпуск. Как-то раз в Даурском заповеднике им открылись синие виды Торейских озер, крупнейших в Забайкалье. После долгой дороги так хотелось по-настоящему отдохнуть и вдоволь накупаться. Но не тут-то было.

— Заглушив мотор, мы помчались в воду и погрузились в ее прохладные объятия. И вдруг ощутили, что вода в озере имеет странный вкус: она была не пресная, не соленая, а скорее … содовая! Помыться нам так и не удалось: мыло не пенилось и не смывалось, — улыбаются спортсмены. — На берегу нас ждали и другие сюрпризы: илистая береговая грязь прилипала к ногам и, подсохнув, не смывалась. А автомобиль, который мы остановили поближе к кромке воды, вообще оказался в грязевой ловушке. Дело в том, что сверху берег озера так высох, что мог выдержать человеческий вес, а за этой корочкой скрывалась вязкая глинисто-песчаная масса. Машина продавила верхний слой и стала медлен-

но погружаться в коричневую жижу. На выручку поспешил другой внедорожник, но он тоже увяз в грязи. В итоге утопающих пришлось вытаскивать с помощью пяти машин! Сколько после этого было поломок —и не сосчитать!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах