Примерное время чтения: 5 минут
603

Тибетских монахов пытались сжечь заживо на Горном Алтае

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ Сибирь» 30/05/2012
Фото: Музей «Дом солнца»

Необычный инцидент произошел в ночь на 20 мая на Алтае в горном селе Баштала. Неизвестными был подожжен дом, где жила и работала делегация тибетских монахов из Гоман-дацана монастыря Дрепунг, крупнейшего буддийского центра по изучению философии, медицины и астрологии, расположенного в Индии.

Монахи на краю света

Их поездка в рамках фестиваля «Дни Тибета» была организована при содействии Министерства культуры РФ, а поездка монахов по Горному Алтаю — министерства культуры РА. В ходе традиционного вояжа по России тибетские монахи, побывав в нескольких городах, 11 мая прибыли в Горно-Алтайск, где читали лекции о буддизме, построили и затем разрушили мандалу (инсталляцию из цветного песка) Манджушри. Смысл этого обряда состоит в демонстрации непостоянства всего сущего. Затем они отправились в Усть-Коксинский район РА. 

АиФ Сибирь
Тибетских монахов пытались сжечь прямо в музее

Визит в отдаленный горный район однако закончился скандалом. Не сумев получить здание районного дома культуры, монахи договорились о размещении своей временной резиденции в двухэтажном частном музее «Дом Солнца», построенном в поселке Баштала на пожертвования 71-летним новосибирцем Валерием Липенковым (аналогичный музей создан и поддерживается им в Новосибирске).

В ночь с 19 на 20 мая злоумышленники попытались сжечь «Дом Солнца», где ночевали полтора десятка человек. Стоит отметить, что ЧП совпало с Ночью музеев. Первоначально полиция была осторожна в оценках происшедшего, но сегодня в МВД РА однозначно говорят о поджоге — стены деревянного брусового дома с трех сторон были облиты соляркой.

— Один из спящих тибетцев услышал шум на улице и включил свет. Это всех и спасло — злоумышленники успели поджечь только одну сторону и убежали. Огонь быстро взобрался по стене и проник под крышу мансарды, — рассказывает очевидец.

Приехавшие пожарные сумели спасти музей — пострадали лишь крыша, отделка и окна. Удалось не только избежать жертв, но даже спасти недостроенную мандалу (на тот момент у нее не была закончена так называемая огненная ограда). 

Самоотверженные монахи все же достроили инсталляцию, а затем торжественно разрушили ее, высыпав песок в реку Коксу. После чего продолжили вояж, отправившись в Томск.

Поиск злодеев: шаманы или чиновники?

Попытка сжечь спящих буддийских монахов вызвала активную полемику в прессе и на интернет-форумах. Отреагировала на нее и оппозиция. Так, издаваемое оппозиционным депутатом Госсобрания РА Сергеем Михайловым популярное местное издание обрушилось с упреками на руководство района, обвиняя его главу Сергея Гречушникова в разжигании ксенофобских настроений. 

Полицейские проверяют на причастность к поджогу «Дома Солнца» в Баштале двух человек. Они были доставлены в отделение полиции в Усть-Коксе и опрошены. Правоохранительные органы не раскрывают их имена и место жительства. Как подчеркнул представитель пресс-службы МВД РА майор Сергей ПЕШКОВ, полиция пока не имеет возможности комментировать мотивы вероятных поджигателей. Продолжается технико-пожарная экспертиза, результаты которой будут иметь основное значение для решения об открытии уголовного дела — необходимые для этого данные о размере ущерба появятся лишь на следующей неделе. 

музей солнцаФото: Музей «Дом солнца»

Это не первый инцидент, произошедший в республике в связи с возведением мандалы. В 2006 году суд приговорил к штрафу жителей села Каракол Лазаря Аилдашева и Олега Ыжикова, которые, приехав в Горно-Алтайск, ворвались в республиканский музей и попытались разрушить возводимую буддийскими монахами мандалу. При этом они «громко кричали и неуважительно отзывались о представителях буддизма». Аилдашев и Ыжиков были известны своим негативным отношением к буддизму (в 2008 году их осудили по ст. 282 УК РФ за написанную и признанную антибуддийской и экстремистской брошюру).  

Конфликты между буддистами, мусульманами и сторонниками языческих культов регулярно возникают в Горном Алтае, коренное население которого последнее десятилетие является основой для проповеди представителей основных мировых религий, традиционные ареалы распространения которых сходятся именно здесь. Тем не менее «магические войны», традиционно чурающиеся чрезмерного насилия, становятся для туристического региона не столько фактом дестабилизации, сколько своеобразным фактором привлечения интереса.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах