Старинные альбомы гимназисток превратились в блоги

Фото: АиФ на Оби

Гимназический альбом девушки по имени Агния, жительницы Новониколаевска Томской губернии. Первая запись в нем сделана почти сто лет назад — 24 января 1913 года. Кто-то, отрекомендовавшийся на первой страничке как

Феша, пишет каллиграфическим почерком: «Когда умру, когда скончаюсь, когда не будет уж меня, возьми альбом тогда ты в руки, и вспомни, как любил тебя».    
   

Вы прекрасны, словно роза…

Альбом девицы в те времена — это то, что у советских школьниц трансформировалось в анкеты, а сегодня существует в виде блогов и страничек в соцсетях. Нам часто кажется, что те дореволюционные девушки бесконечно далеки от современных тинейджеров. Но так ли это? Бессмертное творение про розу, которая вянет от мороза, прошло настоящее испытание временем: девицы выводили его пером, затем писали шариковой ручкой, а ныне набирают в текстовом редакторе…  

А некоторые стишки претерпели забавные метаморфозы. В 1914 году в альбом Агнии подруга наклеила вырезанную из журнала изящную женскую головку, а рядом поместила пояснение: «Дарю тебе головку, прошу ее принять, она тебе поможет хорошо экзамен сдать!» В анкете школьницы начала 90-х обнаружилась наклейка в виде забавного песика, а рядом вот такой комментарий: «Дарю тебе собачку, прошу ее не бить, она тебе расскажет, как мальчиков любить».  

Любовь — солома

Когда тебе 15 лет, ты пишешь о любви. И не так уж важно, что на дворе — первая мировая, перестройка или нынешний экономический кризис… Ты рисуешь пронзенные стрелой сердечки и выводишь на страничке, реальной или электронной : «Любовь — солома, сердце — жар, одна минута — и пожар!», «Не трудно влюбиться, не трудно любить, но трудно расстаться, любовь позабыть».   

Конечно,  в альбомах столетней давности любовная лирика очень целомудренна: «Когда бываю я с тобою, с тобой я мало говорю, но и без слов ты понимаешь, как сильно я тебя люблю». Дневники-анкеты советских школьниц

были уже более откровенны: редкая девушка не переписывала в тетрадку стихи Асадова: «О если бы та, что от пылких встреч так глупо скатилась к нелепой связи…» И уж совсем трудно представить себе, чтобы благовоспитанная барышня вывела каллиграфическим почерком в альбоме: «Я тебя очень сильно люблю, я тебя очень сильно хочу, если ты не хочешь мне верить, можешь все лично проверить!» (запись из блога современной 13-летней девочки).    
   

Пора уснуть последним сном…

Тот самый стих («Когда умру, когда скончаюсь…») в альбоме Агнии встречается не меньше пяти раз, много и других виршей на тему ранней смерти от невыносимых любовных мук: «Пора уснуть последним сном, довольно в мире пожил я, обманут в жизни был во всем, и ненавидя, и любя». И в этом нет ничего удивительного — девицы просто следовали веяниям моды, тенденциям декаданса. В советское время интерес подростков к теме смерти трансформировался в увлечение дворовыми песнями — их тоже переписывали в анкеты и песенники: «Там, где бушуют камыши, вели к расстрелу молодого…» В наше время тема смерти воскресла в готической поэзии подростков — их блоги пестрят стихами о том, как здорово «спрыгнуть вместе с крыши»…

Но даже сто лет назад веселье молодости прорывалось сквозь модные тоскливые настроения. На страницах альбома Агнии немало веселых шуток и забавных подписей: «Я не ангел, я не воин, влез в альбом — и тем доволен!»

Смотрите также: