В Новосибирске таких крайностей не наблюдалось, зато выставку пришлось несколько раз демонтировать и перевозить с места на место после запрета показа в краеведческом музее. Почему экспозиция так не полюбилась нашему люду и какие картины подрывают устои нашей страны, выяснял корреспондент «АиФ на Оби».
Не видел, но осуждаю
Как и ожидалось, третье открытие «Родины» сопровождалось пикетом, на котором выступили общественные активисты и представители православных объединений с призывами уволить министра культуры НСО Наталью Ярославцеву и прекратить «художественное хамство».
— Как можно было представить нашу Родину в виде сшитых половых тряпок или инсталляции «Голубые города», состоящей из храмов, сооруженных из голубых спринцовок, графинов и граненых стаканов?! — возмущается активист Игорь ЖУРАВЦОВ. — Организаторы «Родины» действуют как террористы. Они разрушают наше культурное ядро, ценности, нравственность, человеческое обличье. Это ведет к разврату нашей молодежи и разложению государственности.
Ему вторит Анастасия БОРИСОВА, прихожанка православного храма. Девушка считает, что искусство не должно оскорблять чувства людей, как это делают экспонаты «Родины». Однако практически все пикетчики признались, что на самой выставке ни разу не были, не хотят ее посещать и судят о ее тлетворном влиянии исключительно по Интернету.
Мы как в болоте
Обеспокоенность пикетчиков оказалась напрасной. Еще перед открытием организаторы «Родины» заявили, что работы, которые вызвали неоднозначную трактовку, представлены не будут. Обещание было выполнено, и выставка потеряла самые яркие экспонаты.
— На мой взгляд, люди, которые осуждают «Родину», — пешки в чьей-то игре. На самом деле осуждаемые работы не являются антиправославными. Например, отвергнутая новосибирской общественностью композиция Татьяны Антошиной «Голубые города» с клизмами по задумке автора имеет совершенно другое значение. В детстве художнице рассказали сказку о фантастическом городе Китеже, который она и представила в своей работе в виде банок и голубых спринцовок. Причем спринцовки воспринимались ею как медицинские приспособления, которыми промывают раны.Так что негативное отношение православных к этой работе становится непонятным: ведь церковь тоже лечит души, промывает их, делает человека выше — как и искусство, — рассуждает Степан ВЕРТИНСКИЙ, смотритель выставки. — Что касается работы, где Россия соткана из половых тряпок и представлена этакой черной дырой, то ее смысл заключался в том, что к людям в нашем государстве относятся, как к отработанному материалу. Их используют до последнего момента, а когда все соки выжаты, просто выкидывают — как тряпки.
Если бы активисты, да и сам губернатор Василий Юрченко, трактовали эти работы в унисон с художниками, то, возможно, не стали бы выступать против их показа. И даже сочли бы выставку забавной, как это сделал полпред СФО Виктор Толоконский, после того как Марат Гельман лично провел его по галерее и подробно рассказал о символизме представленных экспонатов.
— В Москве такие выставки проходят регулярно, и люди к ним привыкли. У нас же все новое воспринимается в штыки. Мы ведь живем как в болоте: работа, дом, театр, парк и больше ничего. А такие выставки делают нашу жизнь насыщеннее, — говорит Степан. — Кроме того, они помогают новосибирцам приобщиться к современному искусству. Причем мы сможем это сделать даже раньше столичных жителей: «Родину» там покажут только в декабре.