Новосибирский «Старый дом» стал первым театром, где поставили «Жизнь артиста» Валерия Семеновского. Режиссер – Софья Маламуд из Санкт-Петербурга. Она известна зрителю благодаря крупным работам «Любовь и
Драматург Семеновский назвал «Старый дом» маленьким, но удаленьким. Действительно, уютная сцена театра как нельзя лучше подошла для премьеры. Перед зрителями развернулась мелодрама: теплые семейные отношения сменялись истериками на крохотной кухне, а друзья превращались в соперников. В квартире артиста Ефимова звучал и громкий смех, и громкий плач, с громким выстрелом пришла сюда смерть.
«Никому не завидуй», – с малых лет учил Егора Ефимова, главного героя пьесы, отец. Глядя на него, легкого и общительного, но бедного скрипача, мальчик загорелся желанием стать артистом. Лишь воля к совершенству управляла им. Не увидим мы в Ефимове практичности, умения польстить кому надо ради денежного местечка, чего не занимать у Бархатова, его лучшего друга.
Егор в исполнении Юрия Кораблина, актера обаятельного, наделенного мягкой пластикой, конечно же, романтик. За тонкую душу и чувственность полюбила его Анна – так ей не хватало этого в браке с первым молчаливым мужем. Доброту, а главное – дар творить чудеса разглядела в нем приемная дочь Неточка.
Да, бывший переписчик нот извлекал из скрипки поистине волшебные звуки. Но как отметит потом его ученик, острый на язык Ромасик, не в таланте, оказывается, дело, а в поклонниках…
Ефимов не собирал большие залы. Повторяя предприимчивому Бархатову за очередной «спасительной» рюмкой, что размениваться нельзя, он превращается, тем не менее, в жалкого человека: Волшебник таскает деньги из шкатулки жены.
Вот такая она, жизнь артиста. Пока маэстро метался в поисках совершенства, страдала его семья. Анна из цветущей привлекательной женщины превращается в больную и тянет на себе весь дом. Неточка, влюбленная в отца без памяти, до такой степени, что даже ревнует к матери, так и не находит в жизни женского счастья. Подобно Ефимову она топит горе в бутылке.
Несмотря на трагические повороты в сюжете, постановка легка для восприятия. Режиссер умело выводит зрителя из состояния грусти, используя комедийные моменты. Так, неподражаем юмор Ромасика в исполнении Анатолия Григорьева. Харизматичный паренек с гитарой ведет диалог не только с участниками действия, но и со зрителями, что является хорошей режиссерской находкой. Чего только стоит фраза: «Публика, все для тебя! Только не выходи во время действия».
Завораживает тонкая игра Вадима Тихоненко, исполнявшего роль Инферниуса. Его, учителя Ефимова, прозвали дьяволом. Да, он такой: сеит сомнения в душе Егора, толкает на риск…И плевать на чье-либо мнение. «Мимо ушей!», – напевает дьявол своим сладким голосом. Подобно коту он грациозно вышагивает по комнате, поучая скрипача, ребенка по сути, мудрости. Нужно сказать, что образ получился очень стильным. Развивающийся темный плащ, трость в руке, соблазнительные черные усы – перед нами настоящий искуситель.
Используя минимум декораций, художнику-постановщику Наталье Дружковой, удалось передать и ночную прохладу зимнего сада, и теплую атмосферу квартиры Ефимовых, и таинственность мира иного, где все герои в конце концов встречаются. Благодаря грамотной расстановке света, зритель плавно переходит из одного состояния в другое. И всё это под композиции Иоганна Штрауса-младшего, которые звучат на протяжении всего спектакля. А «Жизнь артиста» – один из известных его вальсов, давший название пьесе.
Смотрите также:
- Режиссер Тимофей Кулябин: «Я устал делать правильные спектакли» →
- Актеры накормили бездомных духовной пищей →
- «Живая энергетика дорогого стоит» →