Роботы облегчат жизнь
Мастер-классы по робототехнике и выставка роботов вызвали самый живой интерес у школьников. На мастер-классах были представлены два направления робототехники — роботы-конструкторы, способные двигаться, и настольные роботы-станки. Забавно, что в состязании по сбору робота из конструктора победила девичья команда из Мошково. Девчонки обошли парней и долго удивлялись, что у них вообще получилось собрать движущуюся машину!
В большом зале в это время проходили состязания роботов-футболистов с дистанционным управлением. Руководили действиями машин-спортсменов мальчишки, сидящие за компьютерами.
Виртуальное путешествие по «Интерре-2013». День №1 - фотогалерея >>>
О важности и нужности нового направления в системе школьного образования мы говорим с Сергеем Якушкиным, педагогом центра «Диоген».
Сергей Якушкин: — Робототехника становится одним из самых важных и интересных предметов в школьном образовании. Не важно, кем будет ребёнок — физиком, инженером, менеджером, — занятия по работе с роботами позволяют ему развиваться, дают понимание основ механики, закладывают основы пространственного мышления.
Варвара Канаева, nsk.aif.ru:— Российская робототехника сегодня среди лидирующих или догоняющих?
С.Я.: — Трудно сказать. Если говорить о промышленных роботах, то мы не можем назваться лидерами и первопроходцами. А в том, что касается игровой и образовательной робототехники, то тут мы на высоте. Команды наших школьников, которые совсем недавно начали принимать участие в международных соревнованиях, показывают прекрасные результаты, занимают призовые места. Это позволяет надеяться, что в скором времени и российские промышленные роботы будут отвечать самым высоким требованиям.
На выставке моё внимание привлёк робот, поднимавшийся и спускавшийся по стеклянной трубе.
«Робот, которого наша команда представляет на «Интерре», предназначен для очистки и исследования печных труб, — рассказывает Егор Курбатов, представитель команды Высшего колледжа информатики НГУ. — Он может работать в задымлённом помещении. Легко и точно обнаруживает и убирает предметы, препятствующие созданию тяги, определяет степень износа трубы и т. д.
Ещё одно наше изобретение — робот, который видит препятствие, может его идентифицировать и в случае необходимости обойти. Это базовая модель, но её можно доработать с учётом пожеланий заказчика. Такие машины могут работать на разборе завалов при землетрясениях и других катастрофах, он же может стать луно- или марсоходом — у робота отличная проходимость.
Мы занимаемся робототехникой чуть больше года. Но уже успели принять участие в международном конкурсе World Robot Olympiad 2012, где заняли второе место. Нас обошёл австралиец. Но на следующем WRO мы победу никому не отдадим!»
Учителя заменит Интернет?
В стремительно развивающемся мире структура и уровень образования задаёт вектор развития страны. Какими должны быть школы и вузы, чтобы Россия смогла конкурировать со странами-лидерами?
На этот вопрос отвечает эксперт планерного заседания «Образовательная сфера как источник инновационного развития», директор корпоративных образовательных программ московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.
Павел Лукша: — Россия сегодня становится постиндустриальной страной. В таких странах процесс освоения и применения знаний стремительно меняется, подстраиваясь под все новые информационные технологии. Появляются новые способы преподавания того или иного предмета. Соответственно, сама система образования должна становиться более гибкой, обучать студента не только по программе, но и давать им надпрофессиональные компетенции, максимально быстро готовить кадры для новой экономики. И готовить их надо в соответствии с текущими задачами производств.
Варвара Канаева, nsk.aif.ru:— Как должна измениться система образования?
П.Л.: — Думаю, в ближайшие годы самыми эффективными образовательными системами станут онлайн-курсы, на которых сможет обучаться огромный поток студентов из разных регионов страны. Позиция учителя как репродуктора знаний уйдёт, изменятся оценки качества образования. Надеюсь, мы откажемся от дипломов и от текста как основного способа передачи знаний.
Ему возражает Сергей Переслегин, руководитель группы «Конструирование будущего».
С.П.: — Всё не так однозначно. Дело в том, что образование очень консервативно. Думаю, в ближайшие 100 лет в этой системе ничего существенно не изменится. Ведь найти в Интернете ценную информацию может только тот, кто обладает необходимым базовым набором знаний. Тот, кто мало знает, ничего не сможет найти. Поэтому полностью полагаться на технологии не стоит, роль учителя пока никто не отменял.
Сторителлинг: весело и интересно
На площади перед кинотеатром «Победа» развернулась «Интерра» увеселительная — театральная, научно-популярная, мастеровитая. Желающих научиться делать объёмные открытки или плести из бересты было, прямо скажем, немного. Но выступление артистов, рассказывающих сказку о Царевне-лягушке, привлекло огромное количество горожан. У сказителей не было костюмов, декораций и сценического реквизита, но это театральное действо оказалось интереснее многих «новаторских» спектаклей. Это было ново, захватывающе и очень, очень смешно.
После представления я подошла к одному из артистов, Илье Барабанову, актеру Центра им. Всеволода Мейерхольда (Москва).
Илья Барабанов: — Жанр нашего представления — сторителлинг. Слово новое, а искусство древнее. Так, из уст в уста, передавались предания, сказки и были. Гусляры, баяны ходили по ярмаркам, рассказывали истории и тем самым зарабатывали себе на жизнь.
Сторителлинг — одно из самых модных, актуальных направлений в современном европейском театре. Проводятся фестивали, есть признанные мастера этого искусства. Я впервые услышал об этом жанре на мастер-классе Йеспера Андерсона, датского сказочника. Понравилось, стали создавать свои опусы. Это очень похоже на стендап камеди. Но есть одно существенное отличие — сторителлинг призван говорить о моральных ценностях, о том, что такое хорошо и что такое плохо, тогда стендап камеди разрушает и осмеивает всё светлое, доброе, вечное.
Варвара Канаева, nsk.aif.ru: — Сложно научиться сторителлингу?
И.Б.: — Этим искусством владеет всякий, кто хоть однажды рассказывал сказки детям. Ну, или жене…
Говорящие жестами
Одним из самых ярких театральных событий «Интерры-2013» стал театрально-пантомимный перфоманс «Паззлы. Часть 2: Бал».
Историю о любви, о взаимоотношениях нескольких пар рассказали клоуны-мимы. Жаль, что прекрасное искусство пантомимы не прижилось в новосибирских театрах — спектакль был понятен, пронзителен, прекрасен. Артисты двигались, говорили, танцевали так пластично, что возник вопрос — зачем нам слова, когда язык жеста изысканнее, многограннее, яснее.
«Мы соскучились по такому театру, — сказала Ирина Воносина, одна из восторженных зрительниц. — Меня поразило, что в каждой паре, в каждой истории я узнавала своих друзей и соседей. Только они не так красивы. А жаль…»
Почему подсолнух?
«Интерра-2013» — это уже пятый международный форум, проводимый в Новосибирске. У каждой «Интерры» — своя символика, которая отражает главную тему мероприятия. Так, в 2012 году символами «Интерры-2012» стали колесо и слоган «Новый взгляд на великое», которые подчеркивают идею переосмысления и улучшения когда-то изобретённых вещей. До этого символом форума были клубок, в котором воплотились творческий хаос и энергия, пружина — символ накопления энергии и рывка, а также человеческий след, обозначавший присутствие участников в жизни города и мира.
Солнечный цветок попал на эмблему форума 2013 года не случайно. Мероприятие было посвящено образовательной сфере как источнику инноваций, и в венчике подсолнуха выразились многообразие и глубина обсуждаемых вопросов. А гармоничное расположение семян символизирует идеальную систему образования с множеством разных школ, концепций, направлений. Лепестки цветка говорят о том, что по всему миру будут распространяться наши мысли, идеи и опыт, приобретённый на форуме.
Смотрите также:
- Образовательные стандарты меняют каждые два года. Кому это нужно? →
- «Интел-2016» или роботы своими руками →
- Пять молодых и успешных новосибирцев →