Непозванный не дойдёт. Сколько людей пропало в поисках Беловодья?

Александра Горбунова / АиФ

С давних времён существует на Руси легенда о Беловодье – таинственной и чудесной стране, в которой люди живут счастливо, в гармонии с собой и природой. До сих пор ищут Беловодье отчаянные путешественники. Но никто так и не нашёл.

   
   

Непозванный не дойдёт

Многие сгинули бесследно. А те, кто вернулись, рассказывали о том, что мало преодолеть все физические препятствия: в Беловодье могут попасть только избранные. Подходили они близко к заповедной стране, уже слышали и колокольный звон, и мычание коров, и крики петухов. Но внезапно опускался густой туман, и путники теряли дорогу. «… Непозванный не дойдёт».

В разное время поисками Беловодья занимались писатель Вячеслав Шишков, художник и философ Николай Рерих, классик сибирской литературы Валентин Распутин. Легенды о Беловодье слагаются по сей день. Вот одна из современных. «Есть на свете братство Хранителей. Затеряно оно далеко в горах, и никому, кроме посвящённых, туда хода нет. Хранят они многие древние тайны, в том числе и такие, которые никогда не должны вырваться наружу, ибо вырвавшись, эта тайная сила может уничтожить весь род человеческий».

Беловодье искали на Урале, в Тибете, в Гималаях. Однако большинство мифов и легенд говорит о том, что лежит эта загадочная страна в горах Алтая. Писатель Шишков, принимавший участие в строительстве Чуйского тракта, записал шедевр местного фольклора: «Есть на свете такая диковинная страна, называется она – Беловодье. И в песнях про неё поётся, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью или ещё где-то. Сквозь степи надо пройти, горы, вековечную тайгу. Всё на восход, к солнцу путь свой править. И, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли там тучные, дожди тёплые, солнышко благодатное. Пшеница сама собою круглый год растёт – ни пахать, ни сеять не надо. Яблоки, арбузы, виноград… А в цветистом большетравье без конца, без счёту стада пасутся – бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живёт».

В начале ХХ века этнографы попытались описать маршрут в Беловодье со слов некоторых жителей Уймонской долины. Но получилось оно весьма пространным: «… Пойдёшь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь… Но коли не затеряешься, то придёшь к солёным озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло там. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдёшь ты до гор Богогорише, а от них пойдёт ещё труднее дорога. Коли осилишь её, придёшь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть – Беловодье».

Богатыри, не мы

Писатель Валентин Распутин не сомневался в том, что Беловодье существует. Однако мистических свойств ему не приписывал. Он был уверен, что Беловодье – это поселение староверов в горах Алтая. Основатели поселения – христиане, бежавшие из центральной России после церковного раскола, зачинщиками которого выступили патриарх Никон и протопоп Аввакум: «Никто не знает Беловодья. Знает его только русский крестьянин и раскольник, пробравшиеся в него», – писал Распутин в книге «Сибирь, Сибирь…».

«… Поселились здесь, по реке Ульбе, четыре человека по набожной склонности. Вскоре они ушли в дикие ущелья бухтарминские. Отсюда они стали ходить в селения, где жители были склонны к старообрядчеству. Здесь к ним за набожность относились с уважением. Многие из жителей были склонены ими к переселению с жёнами и детьми в неведомую, дикую страну. Вскоре там, в неприступных, окружённых высокими горами местностях, собралось порядочное число новых жителей. Они построили хижины по берегам рек Бухтармы, Белой, Язовой. Жили, соблюдая строго старообрядческие правила. Правительство, хотя и принимало меры против этих беглецов, но неприступность страны хорошо ограждала последних».    
   

Исследователь Сибири Николай Ядринцев, абсолютно не склонный к мистике, приписывал жителям Беловодья черты богатырей: «Население это – крупное, рослое, атлетического сложения». Из чего они брались – атлетизм, богатырство? По убеждению Распутина, у этих людей напрямую были связаны сила духовная и физическая: «Жизнь в высокогорье, где всё чисто, свежо, целебно и изначально. Воздержание, внушённое строго буквой староверия. Духовная распрямлённость, сказывающаяся на распрямлённости физической. Старовер не пил вина, не курил табаку, не надсаживал душу сомнениями».

Телевизор – от дьявола?

Потомки старообрядцев живут в Уймоне до сих пор. Они не признают ни радио, ни телевизора, будучи убеждёнными, что последним заправляет дьявол. Так ли уж далеки они от истины?

Некоторые старообрядцы отказываются от электричества и даже от пенсий – мол, от государства, которое порушило наши церковные устои, нам ничего не нужно. Многие держат в домах «чистую» и «мирскую» посуду – для себя и для гостя. В селе Верх-Уймон даже кладбище поделено на две половины – для «добрых» и для «мирских».

Смотрите также: