Примерное время чтения: 6 минут
1715

Последний «луноход»: новосибирцы попрощались с легендой советского времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ на Оби №52 23/12/2015
Оранжевый «луноход» - легенда 80-ых
Оранжевый «луноход» - легенда 80-ых / Фото: Википедия / АиФ

Во многих российских городах популярный в советские годы оранжевый автобус был установлен в качестве памятника на территории автотранспортных предприятий, а в Новосибирске «старичок» на десятилетие пережил своих собратьев и до осени этого года ещё перевозил пассажиров в Первомайском районе. «Новосибирск стал последним крупным городом России, который использовал эту модель автобуса для регулярных пассажирских перевозок», – сообщается в Википедии.

Автобус из детства

Сибиряки, родившиеся в 60–80-е годы прошлого века, наверняка хорошо помнят этот автобус. Тридцать с лишним лет ЛиАЗ господствовал на городских маршрутах. Сегодня его называют «автобусом-тружеником», «старичком» и «легендой 80-х», но помнит он и менее ласковые – «луноход» и «сарай», как называли его некоторые прогрессивные пассажиры.

До нынешней осени последний в Новосибирске оранжевый ЛиАЗ-677 работал на городском маршруте № 69 в Первомайском районе, подвозил к электричке жителей КСМа и микрорайона «Берёзовое».

«Транспорт по этому маршруту в часы пик приходит битком, автобусов и маршруток не хватает. Поэтому и лошадиную повозку здесь, наверное, встречали бы с радостью, – говорит житель микрорайона «Берёзовое» Алексей ЯРОВОЙ. – Но к оранжевому автобусу из советского прошлого отношение всё-таки было особенное, уважительное. Автобус был хоть и старый, при езде издавал громкое «гр-гр-гр», но чистый. Те, кто видел его в первый раз, всегда удивлялись: неужели такие ещё ходят?»

Экскурсионный автобус ЛиАЗ-677 в Челябинске.  Фото: АиФ/ Евгений Талыпов

Автобусы марки ЛиАЗ-677 выпускались серийно с 1967 по 1994 год на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулёво Московской области. Первые партии были в основном бело-синего цвета, и только с 1978 года их стали окрашивать в ярко-оранжевый цвет. С начала 2000 годов ЛиАЗ-677 постепенно начали выводить из эксплуатации как устаревшие морально и технически. В Москве эксплуатация прекратилась в ноябре 2004 года, в Санкт-Петербурге – 1 апреля 2006 года, в Киеве – в 2004 году.

Как сообщили в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, последний в муниципальном пассажирском парке города Новосибирска аналогичный автобус 1991 года выпуска до 30 сентября 2015 года трудился на городском маршруте № 69 «Ул. Твардовского – пос. Матвеевка». За годы работы автобус «намотал» пробег около 1,7 млн километров.

Ушёл на пенсию

«Списали «труженика», потому что старый стал, запчастей на него уже не выпускают, ремонт сложно было делать. А когда сломался двигатель, решили, что это уже всё, пора на пенсию, – рассказал и. о. директора ПАТП № 4 Михаил БУРМАТОВ. – Хороший был автобус, не травмоопасный, в отличие от современных моделей на газовом топливе. В «горбатых» при торможении пассажиров вперёд резко заносит, были случаи, когда и бабушки падали, а там ступеньки в салоне высокие… А в ЛиАЗе система устроена таким образом, что торможение и старт происходят плавно, без рывков. Да и неудобных крутых ступенек посередине салона тоже нет. Так что очень хороший автобус был, только топлива «ел» много. Сегодняшние его собратья на метане в этом смысле, конечно, более экономичные».

На протяжении долгого времени ЛиАЗ-677 считался одним из самых удачных образцов продукции автомобильной промышленности Советского Союза. Правда, отношение к нему у водителей и пассажиров было неоднозначным.

В часы пик пассажиры ценили «оранжевого» за приличную вместимость – до 110 человек. Нравился автобус и тем, кто плохо переносил дорогу, – детей со слабым вестибулярным аппаратом в ЛиАЗ-677, как правило, не укачивало – преимущество давал мягкий ход автобуса.

Но водители жаловались на жару и громкий шум от работы двигателя, который находился прямо под боком у шофёра, а также на загазованность в автобусе. Виной тому были особенности в системе отопления салона – нагреваясь, воздух проходил через моторный отсек и приобретал неприятный запах. Пассажиры иногда даже начинали возмущаться, что в салон прорываются газы из проходящей под полом выхлопной трубы, отсюда и неприятный запах бензина и гари. Но на самом деле это было не так.

Порежут на металл

Последний в Новосибирске ЛиАЗ-677 сегодня уже не выходит на линию. Сейчас он стоит на территории автопарка в Первомайском районе, тихо дожидаясь своей участи. В ближайшем времени автобус из советского прошлого будет списан.

«Что будет с ним дальше? Разберут на запчасти – то, что пригодится ещё в работе, оставим, остальное – сдадим на металлолом, – пояснил и. о. директора ПАТП № 4. – Правда, есть один чудак, житель Новосибирска, который хочет выкупить автобус «для истории», звонил, спрашивал. Если заберёт по цене металлолома – продадим. Цена будет небольшая».

Интерес к представителю советской эпохи, как ни странно, проявили многие молодые сибиряки. В социальных сетях новость о списании старенького автобуса вызвала большой отклик у пользователей. «Верните легенду! Ему в других городах уже памятники стоят, а у нас он ещё и некоторые современные автобусы обгонял», «Хороший был автобус, зимой в нём всегда тепло».

Поддерживают в социальных сетях и идею отдать автобус в музей, или установить в качестве памятника «автобусу-труженику». Правда, на это сегодня нужны деньги.

Если старенький автобус всё-таки порежут на металл, у поклонников ретро-техники на пассажирских перевозках есть ещё одно маленькое утешение – более молодые по сравнению с ЛиАЗом, но тоже начавшие свою историю много лет назад, автобусы ПАЗ. С конца восьмидесятых годов белый «кирпич», как его называют в народе, колесит на городских маршрутах. Этот «экспонат» ещё неплохо себя чувствует, и, несмотря на малые габариты, продолжает широко использоваться на городских маршрутах частными перевозчиками.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах