Усатый нянь
– Артём Валерьевич, почему вы решили стать педагогом, выбрали такую непопулярную для мужчины профессию?
– В детский сад я устроился, когда учился на третьем курсе вуза. Просто пошёл в детский сад, который находился недалеко от дома, и сказал заведующей, что хочу здесь работать. Она, конечно, удивилась, но через некоторое время приняла меня в штат, и я стал воспитателем в младшей группе, где были дети от трёх лет. Родители малышей сначала отнеслись ко мне с подозрением. Знакомиться приходили и мамы, и папы. Одна семья вообще пришла в полном составе: родители, бабушки и дедушки. Со всеми удалось подружиться и даже, когда меня переводили в группу к детям с ограниченными возможностями, родители ребят просили оставить на прежнем месте. Конечно, первое время было страшно, боялся, что не догляжу и кто-нибудь из ребятишек убежит или отдам родителям не того ребёнка.
Но о том, что стану воспитателем в детском саду, никогда даже и не думал. В педагогический вуз пошёл за знаниями. Дело в том, что я ещё работаю детским инструктором по айкидо, и для того, чтобы тренировки давали хороший результат, нужно знать основы педагогики, психологии. Это помогает находить общий язык с детьми и лучше доносить до них тонкости боевого искусства. Кроме того, на выбор профессии повлиял пример родных. В моей семье несколько педагогов: бабушка преподаёт высшую математику, дедушка когда-то работал в институте горного дела и отец некоторое время преподавал. Несмотря на то, что мужчины редко идут в педагоги из-за невысоких зарплат, родные и друзья меня не отговаривали от этого шага. Тем более что я совмещаю работу в детском саду и тренировки по айкидо – это позволяет получать нормальный доход.
– Вы работаете с особенными ребятишками. Сейчас ходит много разговоров о том, чтобы не выделять для них отдельные группы, а воспитывать вместе со всеми. Насколько это правильно?
– Интеграция для детей с ограниченными возможностями важна, но к ней нужно подходить осторожно. Воспитывать разных ребятишек в одной группе нельзя. Не все дети понимают, что с ребёнком, почему он замкнут, не может им ответить или вместе с ними играть. Они могут начать дразнить исподтишка странного с их точки зрения ребёнка. Кроме того, для особенных малышей обычный распорядок дня не подходит, у каждого он индивидуальный. Работа в коррекционных группах отличается тем, что воспитатель ищет подход к каждому, и вместе с педагогом работают дефектолог и психолог. В моей группе есть дети с разными диагнозами: и аутизм, и задержка в развитии, и ДЦП. С каждым из ребят нужно найти общий язык, а иногда и способ общения или жестами, или мимикой, ведь не все из них говорят. Такие ребятишки привязываются к воспитателю и болезненно реагируют, когда приходит новый педагог. И новому воспитателю тяжело, потому что к особенным детям порой непросто найти подход. Например, у меня в группе была девочка, которая любила сочинять истории, рассказывать сказки, она как будто жила в воображаемом мире. Её трудно было приучить убирать игрушки на место, на любую просьбу девочка реагировала эмоционально, капризничала. Найти подход удалось не сразу, пришлось подумать. Но когда в очередной раз на просьбу убрать игрушки на место девочка раскричалась, я обратился к ней от третьего лица, как будто одна из игрушек сказала: «Смотри, какой бардак, как же мы за таким столом будем кушать! Помоги мне убрать всё в коробку и расставить на полку». Девочка согласилась, и постепенно необходимость обращаться от третьего лица отпала, она привыкла к просьбам.
– Известные педагоги были мужчинами, но со временем профессия учитель стала женской. Почему так произошло? Можно ли вернуть педагогике мужское лицо?
– Мужчины ушли из профессии во время Великой Отечественной войны, многих призвали на фронт, в тылу остались одни женщины и дети. После Победы нужно было восстанавливать страну, и поэтому сильная половина была занята на стройках, а не в школах. Мне хочется, чтобы мужчины вернулись в эту профессию, но произойдёт это не скоро из-за низких зарплат в образовании. Между тем дети должны иметь опыт общения с мужчинами. Сейчас многие ребятишки – из неполных семей, их воспитывает одна мама.
Воспитать вундеркинда
– Многие родители отдают детей в частные детские сады в надежде, что там их лучше воспитают, дадут больше знаний.
– Главное заблуждение некоторых родителей, что за воспитание их ребятишек отвечают только педагоги в детском саду. На самом деле воспитание детей – это двусторонний процесс, в котором участвуют и родители, и воспитатели. И для успешного развития ребёнка они должны скоординировать свои действия, предъявлять одинаковые требования. Например, если малышу в детском саду говорят, что нужно кушать кашу, а дома, наоборот, по первому требованию заменяют её на сухие завтраки или йогурты, то ребёнок начнёт капризничать. Но педагог не может учить родителей, как им воспитывать детей. Мы можем только давать советы. Например: «Сегодня ваш ребёнок весь день ходил сонный. Может быть, попробовать его пораньше положить спать и тогда он активней будет играть».
Сейчас стало больше родителей, которые вообще не хотят отдавать детей в садик, но и им тоже нужна помощь педагога. Ведь они могут не замечать отклонений в его поведении. Я считаю, что ребёнок всё равно должен хотя бы раз в неделю ходить в творческий кружок или в группу свободного посещения. Для социализации таких домашних деток с ними нужно чаще гулять на детских площадках во дворе. Иначе, когда они пойдут в школу, могут появиться проблемы в общении с одноклассниками.
– Сейчас для детских садов и школ разработано множество программ. Есть ли разница, по какой именно занимается малыш?
– Методических программ множество, но их цель сводится к одному: привить ребёнку навыки общения, социализировать его и дать представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте необходимо заинтересовать ребёнка или рисованием, или музыкой, или каким-то видом спорта. Так ему в будущем будет проще определиться, чем он хочет заниматься, а может быть, и кем стать.
Если родители хотят развить способности у ребёнка, не стоит ему ничего навязывать. Лучше мотивировать, постепенно заинтересовывать. Например, не заставлять по три часа сидеть за пианино и разучивать произведения, а с детства возбуждать интерес к этому музыкальному инструменту: покупать яркие синтезаторы для малышей, водить на детские концерты.
Вынос: «Родители малышей сначала отнеслись ко мне с подозрением».
Смотрите также:
- Жестокое детство. Почему несовершеннолетние преступают закон? →
- Сложных детей не ждут: исключить или оставить? →
- Поговори со мною, мама →