За гранью. Почему новосибирцев влечет провокационное искусство?

В последнее время в Новосибирске проходят необычные выставки. © / pixabay.com

В Новосибирске одна за другой проходят провокационные выставки, всколыхнувшие вопрос цензуры и рамок в культуре. Где грань между похвальной изобретательностью и пошлостью, вдохновением и хайпом, разбираются эксперты.

   
   

О любви?

Вызывающие общественный резонанс экспозиции для Новосибирска – теперь не редкость. Так, в феврале открылась выставка, посвященная размножению животных. При возрастном ограничении 12+ на ней представлены экспонаты (фото, деревянные поделки, рисунки и другие изделия), демонстрирующие брачные игры зверей – медведей, волков, лис, ежей и многих других.

Другая выставка оказалась еще более провокационной. Вниманию ее посетителей предлагают объемные арт-инсталляции, арт-объекты, живописные полотна, посвященные самым интимным частям женского тела.

У многих новосибирцев столь откровенная тематика выставок вызвала негодование. Член Новосибирского координационного Совета в защиту общественной нравственности Иван Квасницкий даже направил обращение региональному министру образования, министру культуры и детскому омбудсмену, в котором попросил повысить возрастной ценз для посещения выставки о животных. Также общественник негативно высказался о «женской» выставке, назвав ее безнравственным мероприятием.

Между тем, авторы подобных экспозиций ничего скандального в своих произведениях не видят.


Они уверены: в современном мире не стыдно говорить о любви во всех ее проявлениях.


«Женщины на протяжении всей истории человечества находились в заточении, как джин в бутылке, пришла пора выпустить джина, чтобы в мире воцарилась гармония и равенство. Мы не делаем ничего аморального и противозаконного, ведь женщины – часть этого мира и имеют полное право выражать свои чувства через искусство», – рассказал куратор необычной выставки, посвященной женскому телу, Антон Кшнясев.

   
   

На любителя

Имеет ли вульгарное искусство право на существование, мы узнали у экспертов. По словам искусствоведа Александры Забаровой, вышеперечисленные выставки и им подобные – быстрый и дешевый самопиар.

«Искусство должно вызывать положительную или отрицательную реакцию, если этого не происходит, значит, автор сделал что-то неправильно, – говорит Александра Забарова. – И самый легкий способ заинтересовать зрителей – пойти на провокацию. В какой-то степени ее использовали и модернисты, пытаясь оставить свое имя в истории. Однако они не переходили черту нравственных норм и опирались на традиционную культуру, чем и полюбились людям. В современном мире обратить на себя общественное внимание еще сложнее, поэтому авторы сознательно идут на провокацию, выходящую за рамки норм и правил. Это гораздо проще, чем создать что-то оригинальное, разумное. Но «взрыв норм» редко играет на руку таким творцам: эпатажная форма самовыражения дает кратковременный эффект «вау», вскоре сменяющийся отторжением».

 


Несмотря на быстротечность популярности авторов провокационных выставок, их детище, все же, приковывает общественное внимание.


И новосибирцы идут туда – либо получить удовольствие от просмотра, либо испытать новые эмоции. Однако психологи уверяют: не всем может пойти на пользу такой досуг.  

«Задача эпатажного искусства – задеть чужие чувства так, чтобы человек высвобождал накопленные эмоции, – говорит психолог-сексолог Галина Веселова. – Однако неосторожное обращение творцов с чувствами зрителя может стать разрушительным. Не каждый человек настолько сексуально раскрепощен, чтобы правильно понять и принять посылы, заложенные «художником». Тогда возникает диссонанс. Человек может расценить обилие откровенных экспонатов как насаждение пошлости, после чего еще больше замкнуться в себе».

Справедливости ради, специфика провокационных выставок формирует узкую аудиторию. Человек, которому чуждо такое искусство, вряд ли пойдет еше раз в этом убеждаться.

«Вопросы и интерес к сексу существовал, существует и будет существовать всегда, – говорит сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев. – Даже в пуританское советское время в школах мы изучали и размножение животных и физиологию человека. И, несмотря на известное возражение, в СССР секс был. В том числе, и без любви. И данные выставки тоже имеют право быть. Только не надо спускаться до скабрезности и пиарить их на каждом углу. Кто захочет, сам найдёт. Или организаторы подскажут».

Смотрите также: