Коллеги-скульпторы называют его Железным Рудольфом – не только за умение работать с металлом, но и за характер. В перестройку он активно работал с молодыми нетрадиционными художниками, создал первую в Сибири частную художественную галерею, в Кемерове руководил группой художников-авангардистов «Бедная Лиза». Став знаменитым, Корягин буквально ушел в отшельничество – бросил все и поселился в частном доме на окраине Таштагола, чтобы только творить.
О роли художника в жизни общества и о роли творчества в жизни личности мы сегодня беседуем с мастером.
Досье:
Корягин Рудольф Иванович
Родился 21 сентября 1941 года. Окончив в 1971 году Московское высшее художественно-промышленное училище, Корягин приехал в Кемерово и навсегда связал свою жизнь с Кузбассом. В конце 1980-х годов он активно работал во всех видах изобразительного искусства. В коллективе кемеровских художников Корягин возглавлял движения за «другое» искусство, отличное от традиционного. Выступал на этом поприще не только как автор произведений, но и как общественный деятель. Его силами было организовано объединение творческой молодежи, проведены выставки. Итогом подвижнической деятельности Рудольфа Корягина стало создание художественной галереи «Сибирский салон».
Запретов нет
- Рудольф Иванович, актуальна ли сейчас проблема цензуры в творчестве? Ощущают ли художники, практикующие нетрадиционные приемы в искусстве, притеснения со стороны чиновников от искусства, коллег, критиков?
-Нет. Сейчас только от количества художников зависит количество различных направлений, стилей, приемов. Что касается притеснений со стороны чиновников - не просите у них ничего и они про вас забудут. Коллеги могут сводить с вами счёты, но количество точек соприкосновения - минимальное. А критиков я и подавно не встречал.
- Существуют ли, по-Вашему, запретные приемы в искусстве? Допустимы ли карикатуры на святыни, глумление над смертью, эксплуатация сексуальной тематики? Возможно ли такое в России?
-Если начать что-то запрещать, то мы всё равно не ворвемся в светлое будущее. На периферии, по большому счету, и запрещать-то нечего и некого. Современный художник, современное искусство мало интересуют современное общество, а тем более чиновников.
Карикатуры на святыни, глумление над смертью бесполезны: святыни - для поклонения, смерть всё равно всех нас посетит. Россия - страна большая и, если на Красной площади кто-то прибьет своё мягкое место к брусчатке, то да - в Москве это возможно. Но это не имеет никакого отношения к искусству.
-Конфликт художника с обществом – это неизбежность?
-Расхождение общества с художником всегда бывает, когда он нарушает установленный в сознании общества известный порядок- гармонию. Новые явления раздражают общество, отдельных членов этого общества, которые, как им кажется, обладают вкусом . И с этих позиций измеряется всякое произведение искусства. Общество всегда призывает художника назад, к понятным и ясным формам. Это будут новые попытки возрождения старого, но не рождения нового. Новое искусство - есть элемент, которого нет в том, к чему можно возвратиться.
-Для чего существует художник: для того, чтобы нести в массы "разумное, доброе, вечное", для того, чтобы бросать вызовы обществу, для того чтобы самовыражаться?
- Художник - это тот, кто ставит своей целью бросать вызов обществу. Тот - художник, кто вслушивается в музыку перемен и становится носителем нового образа вечных ценностей. Он неизбежно обречён на столкновение с установками современности, не желающей признать себя прошлым с набором общепризнанных атрибутов. Отсюда - трудность найти соответствующее место для произведений художника в устоявшихся схемах. История дает много примеров признания гениев, которые несли в массы "разумное, доброе, вечное". Но ещё больше примеров печально известного феномена - "непризнанного гения".
Признак незрелости
-Как оцениваете художественные вкусы современной публики: ценителей высокого искусства становиться больше или наоборот, уровень художественного восприятия падает?
-Художник не оценивает художественные вкусы, это не его проблема. Пустые периферийные музеи, да и большинство столичных галерей не могут похвастаться посещаемостью на выставках современных художников.
- Кто виноват в том, что людей интересует не высокое искусство, а клипы и попкорн?
-Сами люди и виноваты. Современный человек очень занят, чтобы видеть прекрасное, которое его окружает в обычной жизни. Бог создал наш мир прекрасным, но он не знал, что в наше время создадут параллельный мир - мир массовой культуры, интернета. Где уж тут до "мазни" каких-то непризнанных гениев, да и признанных никто не видел и не узнает.
-Почему низменность взглядов, приземленность мышления опасны? К чему может привести насаждение эрзац-культуры в виде клипов и карикатур?
-Если у вас низменные взгляды, если вы обладаете приземленностью мышления, то насаждение эрзац-культуры для вас уже не опасно. А клипы и карикатуры бывают и высокого качества.
-Как привить молодёжи чувство прекрасного? Какой должна быть в этом процессе роль школы, общества?
Наблюдая окружающих, мне порой кажется, что они забрели в этот мир случайно и главная их цель в жизни - добиться так называемого положения. Всё меньше талантливых людей избирают себе изобразительное искусство - занятие очень сомнительное в смысле перспективы добиться этого самого положения. Честолюбие вообще соответствует незрелому периоду человеческой жизни - до тех пока человек не увидит, как высоко висит облюбованный им плод и как тернист ствол. А дальше дело за человеком. Иные отходят прочь, другие засучивают рукава.