Примерное время чтения: 7 минут
805

«Обществу нужно бросать вызовы»: новосибирский художник о творчестве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ на Оби №8 24/02/2016
Алексей Юхтанов / АиФ

Коллеги-скульпторы называют его Железным Рудольфом – не только за умение работать с металлом, но и за характер. В перестройку он активно работал с молодыми нетрадиционными художниками, создал первую в Сибири частную художественную галерею, в Кемерове руководил группой художников-авангардистов «Бедная Лиза». Став знаменитым, Корягин буквально ушел в отшельничество – бросил все и поселился в частном доме на окраине Таштагола, чтобы только творить.

О роли художника в жизни общества и о роли творчества в жизни личности мы сегодня беседуем с мастером.

Рудольф Корягин
Рудольф Корягин Фото: Из личного архива

Досье:

Корягин Рудольф Иванович

Родился 21 сентября 1941 года. Окончив в 1971 году Московское высшее художественно-промышленное училище, Корягин приехал в Кемерово и навсегда связал свою жизнь с Кузбассом. В конце 1980-х годов он активно работал во всех видах изобразительного искусства. В коллективе кемеровских художников Корягин возглавлял движения за «другое» искусство, отличное от традиционного. Выступал на этом поприще не только как автор произведений, но и как общественный деятель. Его силами было организовано объединение творческой молодежи, проведены выставки. Итогом подвижнической деятельности Рудольфа Корягина стало создание художественной галереи «Сибирский салон».

Запретов нет  

- Рудольф Иванович, актуальна ли сейчас проблема цензуры в творчестве? Ощущают ли художники, практикующие нетрадиционные приемы в искусстве, притеснения со стороны чиновников от искусства, коллег, критиков?

-Нет. Сейчас только от количества художников зависит количество различных направлений, стилей, приемов. Что касается притеснений со стороны чиновников - не просите у них ничего и они про вас забудут. Коллеги могут сводить с вами счёты, но количество точек соприкосновения - минимальное. А  критиков я и подавно не встречал.

Фото: Из личного архива/ Картина Рудольфа Корягина

- Существуют ли, по-Вашему, запретные приемы в искусстве? Допустимы ли карикатуры на святыни, глумление над смертью, эксплуатация сексуальной тематики? Возможно ли такое в России?

-Если начать что-то запрещать, то мы всё равно не ворвемся в светлое будущее. На периферии, по большому счету, и запрещать-то нечего и некого. Современный художник, современное искусство мало интересуют современное общество, а тем более чиновников.

Карикатуры на святыни, глумление над смертью бесполезны: святыни - для поклонения, смерть всё равно всех нас посетит. Россия - страна большая и, если на Красной площади кто-то прибьет своё мягкое место к брусчатке, то да - в Москве это возможно. Но это не имеет никакого отношения к искусству.

-Конфликт художника с обществом – это неизбежность?

-Расхождение общества с художником всегда бывает, когда он нарушает установленный в сознании общества известный порядок- гармонию. Новые явления раздражают общество, отдельных членов этого общества, которые, как им кажется, обладают вкусом . И с этих позиций измеряется всякое произведение искусства. Общество всегда призывает художника назад, к понятным и ясным формам. Это будут новые попытки возрождения старого, но не рождения нового. Новое искусство - есть элемент, которого нет в том, к чему можно возвратиться.

-Для чего существует художник: для того, чтобы нести в массы "разумное, доброе, вечное", для того, чтобы бросать вызовы обществу, для того чтобы самовыражаться?

- Художник - это тот, кто ставит своей целью бросать вызов обществу. Тот - художник, кто вслушивается в музыку перемен и становится носителем нового образа вечных ценностей. Он неизбежно обречён на столкновение с установками современности, не желающей признать себя прошлым с набором общепризнанных атрибутов. Отсюда - трудность найти соответствующее место для произведений художника в устоявшихся схемах. История дает много примеров признания гениев, которые несли в массы "разумное, доброе, вечное". Но ещё больше примеров печально известного феномена - "непризнанного гения".

Признак незрелости

-Как оцениваете художественные вкусы современной публики: ценителей высокого искусства становиться больше или наоборот, уровень художественного восприятия падает?

-Художник не оценивает художественные вкусы, это не его проблема. Пустые периферийные музеи, да и большинство столичных галерей не могут похвастаться посещаемостью на выставках современных художников.

- Кто виноват в том, что людей интересует не высокое искусство, а клипы и попкорн?

-Сами люди и виноваты. Современный человек очень занят, чтобы видеть прекрасное, которое его окружает в обычной жизни. Бог создал наш мир прекрасным, но он не знал, что в наше время создадут параллельный мир -  мир массовой культуры, интернета. Где уж тут до "мазни" каких-то непризнанных гениев, да и признанных никто не видел и не узнает.

-Почему низменность взглядов, приземленность мышления опасны? К  чему может привести насаждение эрзац-культуры в виде клипов и карикатур?

-Если у вас низменные взгляды, если вы обладаете приземленностью мышления, то насаждение эрзац-культуры для вас уже не опасно. А клипы и карикатуры бывают и высокого качества.

-Как привить молодёжи чувство прекрасного? Какой должна быть в этом процессе роль школы, общества?

-До 1996 года я ещё питал иллюзии насчёт нашего общества и изобразительного искусства. И в то время, сейчас основная проблема - отсутствие потребности общества в произведениях изобразительного искусства. Проблема творческой личности, представление об общественно-психологическом типе художника-творца - само время придавало этим вопросам серьёзную значимость в русской культуре первой четверти ХХ века. Ход художественного процесса, его внутреннее напряжение определяла личность художника. За именами Врубеля или Малевича, Татлина, Филонова или Матюшина встают не только картины, не только реальные творческие деяния, но особая художническая судьба, некая общая идея жизни - от образа мыслей и чувств, стиля поведения и общения до устойчивых примет внешнего облика. Вокруг этих личностей возникают легенды, иногда помимо их намерений, а иногда с их особенной помощью и даже прямым участием. И кто нам всем расскажет об этом прекрасном, очень живом мире?

Наблюдая окружающих, мне порой кажется, что они забрели в этот мир случайно и главная их цель в жизни - добиться так называемого положения. Всё меньше талантливых людей избирают себе изобразительное искусство - занятие очень сомнительное в смысле перспективы добиться этого самого положения. Честолюбие вообще соответствует незрелому периоду человеческой жизни - до тех пока человек не увидит, как высоко висит облюбованный им плод и как тернист ствол. А дальше дело за человеком. Иные отходят прочь, другие засучивают рукава.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах