Спустя полтора месяца 105 откровенных литографий экспозиции «Искушение» внезапно подверглись резкой критике митрополита Тихона: оказалось, что греховная выставка пропагандирует «все виды извращения». Однако праведный гнев священника лишь подогрел интерес публики к запретным рисункам…
«Это больной человек…»
1968 год, Франция, Лазурный берег. С марта по октябрь на вилле Нотр-Дам де Ви 87-летний Пабло Пикассо работает над созданием цикла эротических рисунков, в которых воплощает свой чувственный опыт и глубоко интимные переживания. В неповторимой манере художник, находящийся в конце жизненного пути, переосмысливает впечатления бурной молодости, проведенной в Париже. В его смелых фантазиях, запечатленных на бумаге, ярко отразились жажда жизни и страстное желание вновь вернуться в счастливое время любви и юности у которой, по убеждению самого Пикассо, нет возраста.
Официальная мораль таких шокирующих откровений гения не приняла: долгие годы Suite 347 оставался недоступным для широкой аудитории из-за «культурной цензуры». В полном объеме цикл выставляется лишь в семи музеях мира, а в России «Искушение» вообще демонстрируется впервые – в «сокращенной» версии частного французского собрания.
В год создания Suite 347 мир лихорадили левые лозунги мая 1968-го. Молодые бунтари приветствовали сексуальное раскрепощение общества и освобождение совести человека от липковатой мути ханжества. Пикассо, всецело поглощенный личными переживаниями в этот период, мог и не знать, что вновь опередил свое время: «этот больной человек» в почтенном возрасте силою духа не уступал юнцам, возводившим баррикады в Париже, и, сам того не желая, бросил дерзкий вызов всем: Богу, современникам и нам, их возмущенным потомкам, падким на клубничку и скандальчики.
Пошлость и позор
Крестовый поход митрополита против выставки извращений щедро подлил масла в огонь, но аншлага в залах не было замечено ни разу. Не обошла вниманием экспозицию и городская интеллигенция: большая книга отзывов посетителей пестрит самыми разнообразными суждениями и впечатлениями.
«Это счастье – увидеть Пикассо не в Париже, а в родном Новосибирске!»
- Был я в том Париже, - неожиданно буркнул мужчина в очень консервативном жилете, - зимой не интересно, а летом жарко. Ничего особенного. – повернулся на каблуке, заложил руки за спину, метнул строгий взгляд на двухмерных девиц в откровенных позах. Те не реагировали.
Выставка расположена в дальнем зале на втором этаже музея. Приглушенный свет, гипюровое кружево на ширмах и манекенах. В углу с продуманной небрежностью разложена пара дамских чулок. Там и сям мелькают маски, жемчуга, страусиные перья. Помогают публике настроиться на нужный лад.
«Прекрасный Пикассо. Но жуткий и пошлый антураж» - замечает в гостевой книге оскорбленный в лучших чувствах анонимный эстет.
- Пикассо часто повторял, что когда у него нет любви, то нет и творчества. Его картины пронизаны эротизмом и чувственностью. Он считал невозможным скрывать от людей красоту своих женщин, - рассказывает публике научный сотрудник музея, экскурсовод Татьяна ТРОФИМОВА. – Всех возлюбленных изображал обнаженными, считая их оплотом гармонии красоты телесной и духовной».
Рядом молодая пара интеллектуалов нерешительно топчется возле хитросплетения нагих цирковых тел.
- А почему у него на всех картинах у женщин письки такие волосатые? – шепчет мадмуазель на ухо своему спутнику. Действительно, почему. Такой конфуз.
- За всю жизнь Рембрандт создал не более 350 живописных полотен, - продолжает экскурсию Татьяна.
– Да какая ж это живопись! Так, одни офорты. Вот Рембрандт – тот художник, - переговаривается пожилая чета за моей спиной.
- Он вообще хоть чем-нибудь занимался, кроме секса и картинок? Например, ходил на работу? - интересуется респектабельный молодой джентльмен. Симпатии деловой элиты были явно не на стороне испанского тунеядца.
«Боже мой, это больной человек, а мы, наверное, сошли с ума. Пошло!» - избороздил книгу неровный угловатый почерк.
Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — ещё меньше. Всё предсказуемо.
«Спасибо митрополиту…»
Новосибирск культурный проходит неоднозначный и крайне сложный тест на адекватность. Неудобная тема, постыдные картинки, эпатажный художник – и не совсем понятно, прилично ли ругать гения за то, что он - неприличен…
На выставку, по словам сотрудников музея, не пускают детей до 16 лет без сопровождения родителей. Школьников автобусами на Пикассо тоже никто не возит – сюда их вообще не допускают, даже с классным руководителем. Единственный раз за все время на выставку родители привели 4-летнего ребенка - сославшись на то, что после ежедневного общения с телевизором малыша уже ничем не смутить.
- Надеюсь, «Искушение» послужит поводом задуматься о том, какие мы, почему нам сложно говорить о чувственном, не стыдясь самих себя. В конце концов, людям стоит всерьез разобраться со своими комплексами, - говорит старший научный сотрудник Краеведческого музея Светлана ПЛЕХАНОВА. – Работы Пикассо правдиво отражают состояние современного общества. Художник поднимает очень деликатную тему, размышлять о которой спокойно и честно многие из нас просто не готовы.
«Гениально, изумительно, красиво и изящно. Огромное спасибо нашему митрополиту за невольную рекламу выставки!»
Пикассо уезжает, а мы остаемся наедине с самими собой, встречать еще одно условное сибирское лето. Еще некоторое время позубоскалим, посотрясаем воздух – и разойдемся восвояси по углам до следующего искушения. Но к новому разврату, мы, без сомнения, уже будем готовы и дадим «всем видам извращения» последний решительный бой…
«Если тебе что-то не нравится, надо не отворачиваться, а высказывать свое мнение. Общество идет к разложению. Позор!»
Комментарии излишни.