Монитор компьютера или телефона стал способом отгородиться от мира, выстроить барьер между собой и действительностью. А документальное кино позволяет вернуть чувство полноты, считает Элла ДАВЛЕТШИНА, режиссёр-документалист.
Мечтать нужно о великом
– Элла Хамзинична, фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» уже много лет собирает талантливых режиссёров со всей России и даже из зарубежья. Что интересного ждёт зрителей в этом году?
– У нас всегда очень много гостей, но в этом году так сложилось, что в основном это люди, которые так или иначе связаны с Сибирью, и мы показываем фильмы, созданные ими или их учениками. Это и работы Юрия Шиллера – классика документального кино, и Ларисы Пичугиной, которая начинала свою профессиональную деятельность на Западно-Сибирской киностудии. Сергей Мирошниченко, автор серии замечательных лент «Рождённые в СССР», снял свои первые значительные работы в Красноярске, а сейчас он помог дебютировать своим студентам. Фильм выпускников его мастерской во ВГИКЕ «Дух в движении» открывает фестиваль. Интересная работа получилась у Андрея Осипова. Под объективом его камеры оживают целые исторические эпохи. Его «Коктебельские камушки» о серебряном веке русской культуры мы покажем на закрытии. Он тоже родом из Сибири, из Кемерово.
– Сегодня на экраны выходит очень много откровенно плохого кино и мультфильмов. Потакать дурным инстинктам оказалось гораздо проще, чем сеять разумное, доброе, вечное. Как привить вкус к хорошему кино и музыке?
– А как прививают вкус к литературе? Надо читать хорошие книги.Здесь то же самое. Показывайте больше хороших фильмов. У нас существует и детский проект «Классное кино на классном часе». Это документальные ленты для зрителей разного возраста, мы уже делали пробные показы в детском саду фильма «Как Рома Власов стал чемпионом». Это олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, наш земляк. Так получилось, что я его снимала ещё в детстве – мне тогда нравилось, как этот мальчик разбегался и делал несколько кульбитов. В 10 лет он ещё не знал, что возьмёт олимпийское золото, но уже тогда говорил, что хочет стать чемпионом. И он стал им в 2012 году в Лондоне. Когда ему объявили результаты, и он понял, что его мечта сбылась, то прямо там, рядом с ареной, совершил несколько прыжков, как в детстве. Эти ленты короткие, по 6–7 минут, с учётом возраста, – если будет больше, они устанут и не будут смотреть. Детям очень понравился этот фильм. Они после просмотра стали делиться своими впечатлениями, обсуждать: зачем нужно быть сильным, а также кем они станут, когда вырастут.
Научиться видеть красоту мира
– Нынешнее поколение привыкло смотреть на мир через экран камеры или мобильного телефона. Цифровая эпоха позволяет без особых затрат задокументировать практически каждый день, каждый шаг. Чем эти записи отличаются от документального кино?
– Камера – это просто средство выражения, язык. А вот что ты на этом языке запишешь, полностью зависит от того, в чьих она руках. Съёмки могут длиться несколько лет. Здесь важно не просто снимать происходящее, нужно знать, что ты хочешь рассказать. Например, ты понимаешь, что в этом человеке присутствует тема детства, и сосредотачиваешься на тех моментах, которые её раскрывают. Режиссёр документального кино проживает ситуацию вместе со своими героями, он не сторонний зритель. А для многих людей камера сегодня стала способом отгородиться от всех, выстроить барьер между собой и реальностью. Они думают: «Я снимаю, значит, можно не проживать, не запоминать, потому что всегда есть возможность вернуться и пересмотреть». Но именно потому, что такая возможность есть, мы никогда этого не делаем. Возможность записать и сфотографировать очень сильно расслабляет человека. Почему раньше многие люди хорошо рисовали? Это был единственный способ сохранить информацию – изобразить её. Лермонтов ехал по Кавказу и рисовал всё, что видел. Остались просто потрясающие зарисовки. Взгляд сегодняшнего человека замылен, по сути, он не видит, насколько красив этот мир.
– Мне это напомнило случай, когда я была на открытом уроке в танцевальной школе у своей дочери. Всё было нормально, пока я не достала камеру. Мне показалось, что она очень расстроилась. Но я не поняла тогда – почему?
– Дети такие вещи очень тонко чувствуют. Это потом уже они начинают позировать, считая, что это и есть внимание. Но поначалу они чётко различают, куда смотрит мама: на них или в свой телефон. Вместо того чтобы улыбаться своему ребёнку, радоваться его успехам, современные родители предпочитают передоверить это своим гаджетам в надежде, что когда-нибудь они всё это обязательно посмотрят. Происходит подмена проживания момента простым кнопочным рефлексом.
– Как же вырваться из такого восприятия?
– Как раз для этого и существует искусство, чтобы помочь нам оформить наш внутренний хаос, сформировать живой, восхищённый взгляд. Если в повседневной жизни мы только и делаем, что расчленяем реальность на отдельные файлы, то художественные произведения подают нам её в собранном виде. Это позволяет нам отойти от того беспорядка чувств, мыслей, эмоций и идей, которые постоянно присутствуют в сознании человека и разлагают его. Любое точное высказывание вносит в нашу жизнь полноту. Человек, как ребёнок, нуждается в том, чтобы ему дали этот ключ к восприятию действительности. И документальное кино даёт этот ключ.