В минувшую субботу, 12 апреля, около пяти тысяч новосибирцев написали «Тотальный диктант». Автором текста в этом году стал известный российский писатель Алексей Иванов, который прочел свое наполненное орфограммами и сложными пунктуационными ситуациями произведения на родине акции – в Новосибирском государственном университете.
А позже, на творческой встрече с читателями, поделился впечатлениями от Новосибирска и диктанта, а также мыслями о современной литературе и ее героях. Задать несколько вопросов писателю удалось и корреспонденту АиФ-Новосибирск.
Анна Макаева, АиФ-Новосибирск: - Алексей Викторович, текст «Тотального диктанта» в этом году, по сути - о детстве. Почему вы выбрали именно поезд «Чусовская – Тагил»? Это какой-то знаковый для вас маршрут?
Алексей Иванов: - «Чусовская – Тагил» - это отрезок известной Горнозаводской железной дороги, которая соединяет Екатеринбург и Пермь. Она проходит через самые интересные в ландшафтном плане и знаковые для Урала места. А Нижний Тагил, наверное, самый типичный город для этой части нашей страны. Мне кажется, что тот, кто не бывал в Тагиле, ничего об Урале не знает. Сам я бывал в нем примерно 10 миллионов раз, много о нем писал – и в художественных, и в документальных произведениях. Город этот мне нравится, хотя он очень сложный, тяжелый, мрачный, грязный… И мощный. Чувствуется, что он будет развиваться в промышленную сторону. Но будет ли при этом комфортен для жителей – большой вопрос.
- В Новосибирске я впервые. Честно говоря, ожидал увидеть другой город – большой, промышленный, советский, может быть, даже «совковый». Он действительно очень мощный, современный, от него веет силой, в нем чувствуется большое будущее. Несколько моих друзей живут здесь, они рассказывали, что все развивается очень быстрыми темпами. Мне кажется, так и есть. Ваш город вызывает ощущение прочности, надежности вашего будущего. Очень комфортно для души находиться в Новосибирске. И повод, по которому я сюда приехал, очень почетный для писателя, ведь он означает признание не только читателей, критиков, блогеров, но и ученых – филологов.
- Много ли в тексте диктанта вашего творческого «Я»?
- Разумеется, этот текст был создан не в порыве вдохновения. Работа над ним шла около двух месяцев вместе с профессиональными филологами, которые помогали мне определить, как построить ту или иную словесную конструкцию, чтобы пишущему было над чем подумать. Весь текст мы взвешивали по орфограммам, уравновешивали три его части. В нем практически нет авторской лексики и знаков препинания – они приемлемы для художественного текста, а нашей главной целью было проверить знания. Чем больше требований предъявляется к автору, тем лучше произведение.
- Кстати о языковой норме: ваш недавно экранизированный роман называется «Географ глобус пропил», слово «пропил» произносят с самым разным ударением. Как правильно?
- Вообще, роман называется «Географ глобус прОпил». Но, например, и в самом романе, и в фильме главный герой Виктор Служкин произносит фразу «Командир пропИл мундир». Конечно, правильно говорить с ударением на последний слог, но народ говорит именно «прОпил». Тем более что название романа – это, по сути, цитата, фраза, которой один из героев, Градусов, дразнит Служкина.
- Виктор Служкин – герой для многих сомнительный. Провинциал, алкоголик, в общем-то, лузер. Вы считаете, что именно такой человек – герой нашего времени?
- Думаю, здесь стоит разобраться, что это за человек. Да, он провинциал. Я и сам не столичный человек. Большая часть россиян живет не в столице, а как раз в провинции. Так почему герой обязательно должен быть столичным жителем? Это, в конце концов, не репрезентативно. Относительно «героя нашего времени»… Виктор Служкин - персонаж вневременной, говорить о людях такого типа можно было вчера, можно и нужно сегодня, можно будет и завтра.
Часто слышу мнение, что Служкин – неудачник, лузер. А почему? У него есть квартира, семья, высшее образование, работа, друзья, хобби. Да, он учитель, ему мало платят. Но нельзя ведь сказать, что учителя из-за этого лузеры. Человек не всегда измеряется материальными вещами. Дело не в том, сколько он денег зарабатывает. Это история о том, что важно в наше время.
- И что же важно?
- Когда я писал роман, а это была середина 90х, главной проблемой в обществе было отсутствие гармонии. Мой герой говорил: «Я хочу жить, как святой. Ни для кого не являться залогом счастья и самому никого не иметь залогом счастья, любить людей и чтобы люди меня любили тоже. Иного примирения на земле я не вижу». Тут главное слово – «примирение». Герой, как и все в то время, искал примирения с действительностью, гармонии. О том, что важно сейчас, рассказывает история Служкина, отраженная в фильме, там для него ключевая фраза «Я не умею [держать] на цепи». Он не умеет и не может держать других людей в неволе, в зависимости. Другое дело, что люди не умеют пользоваться свободой, которую он им дает. В этом не его вина, ему от этого больно.