Вечные ценности: почему в литературе нет любви?

Символ Голгофы

   
   

Екатерина Варгасова, «АиФ-Новосибирск»: – Михаил Николаевич, вышла ваша новая книга «Осиновый крест урядника Жигина». Упомянутый в названии осиновый крест – это мистический символ?

Михаил Щукин: – Скорее, символ голгофы. Урядник Жигин, по-современному – сельский участковый – всю жизнь несёт свой нелёгкий крест: у него умирает маленький сын, без вести пропадает жена.

При этих обстоятельствах на подведомственной ему территории случается преступление и он совершает подвиг, не думая о героизме, просто руководствуясь своими представлениями о долге. Начальство собирается было наградить его крестом, но передумывает: факт награждения может обнажить дурно пахнущее грязное бельё высших чиновников, по чьей вине и произошло то, что описано в романе. Поэтому вместо награды урядник Жигин получает осиновый крест, который сколачивает на братской могиле, в которой хоронит погибших.

Роман – исторический. Хотя явно прослеживаются параллели с современностью. Почему именно исторической теме вы отдаёте предпочтение?

– В конце прошлого века я попробовал написать о современной жизни. У меня ничего не получилось. Я ненавидел ту действительность, которая окружала нас в «лихие 90-е». А со злобой и ненавистью ничего создать невозможно. Героев своих произведений обязательно нужно любить.

Как любили их Достоевский, Толстой. Мне кажется, одна из причин того, что люди утрачивают интерес к чтению, – в литературе нет любви. Иные мои коллеги выступают этакими прищурившимися наблюдателями за тем, как какие-то мелкие и поганые людишки копошатся вокруг. Авторы не сопереживают своим героям, а препарируют их, как Базаров лягушек. Литература, основанная на сегодняшних реалиях, не облагораживает, не даёт ответа на вечные вопросы: что такое любовь, что такое подвиг, в чём смысл жизни. Поэтому я обращаюсь к исторической теме. История, как известно, развивается по спирали, а главные человеческие ценности – нравственные, семейные, патриотические – из века в век остаются одними и теми же.

Становой хребет

Некрасов говорил, что писатель должен «сеять разумное, доброе, вечное». Пушкин видел свое призвание в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». В чём предназначение современного литератора?

   
   

– Не думаю, что писатель кому-то что-то должен, кроме Бога и своей совести. Чего не должен делать писатель – использовать свой талант во зло, для разрушения. Мы с коллегами часто спорим на эту тему. И задаём себе провокационный вопрос. В истории человечества были Толстой, Пушкин, Гёте, Шиллер, Гюго.

Стало человечество лучше? Не знаю. Но когда литературы не стало – человечество стало хуже. Посмотрите, что происходит на Западе, что творится на Украине. Из-за чего? У людей выбили почву из-под ног, сломали нравственный стержень. Я убеждён, что Советский Союз в 91-м году рухнул не по экономическим причинам. Становой хребет самой сильной в мире страны разламывали исподволь десятилетиями. Между тем этот нравственный становой хребет, а не экономическое изобилие – и есть то, что делает народ нацией, а не электоратом. Формируется он вдумчивым изучением истории и литературы.

Есть ли свет в конце тоннеля?

– Недавно я его увидел. Молодой автор из Абакана прислал в редакцию «Сибирских огней» роман, в котором эпоха перестройки и последовавшего за ней безвременья и безвластия описывается глазами молодого человека. Это первый из прочитанных мною за последнее время романов, в котором по-настоящему бурлит кровь, кипят страсти, в котором есть эмоции, а не «препарирование» действительности. Такую книгу хочется читать! Владимир Путин во время одной из встреч с писателями сказал: государство может помочь издавать книги, но оно не в силах заставить людей их читать. Дело, мне кажется, не в читателях, а в писателях. 

Смотрите также: