Мир в миниатюре: мастер о том, как рождаются куклы

В каждую куклу Ирина вкладывает душу. © / Елена Склярова / "АиФ-Новосибирск"

«Кукла – это огромный мир, в который вложена частичка моей души. У каждой свой характер. Одна строгая, другая веселая, третья – хулиганка! Но все они для меня живые», – рассказывает о своих работах мастер миниатюры Ирина Верхградская.

   
   

История игрушек

– Ирина, расскажите, как вы увлеклись куклами?

– Когда я была маленькая, не было красивых и нарядных игрушек, как сейчас. И поэтому мама для меня сшила куклу, которую я назвала просто – Людка. Она мне сильно полюбилась, и я с ней почти не расставалась. На первом месте она осталась даже после того, как мама смогла купить большую и красивую куклу из папье-маше, которая умела говорить «мама». Кроме Людки, была у меня ещё одна любимица, её сшила старшая сестра. Потом попросила её сделать для куклы маму, папу, бабушку и подружек. Сестра согласилась, но ей это занятие быстро< надоело. В тот момент я решила сама научиться шить.

– Вы помните свои первые работы?

– Конечно, все помню. Например, у меня была семья профессора. После я сшила чету «колхозников». Глава семейства – здоровяк с бородой, его жена – в красных бусах.

– Наверное, вы связали свою жизнь с искусством?

– Я не рискнула пойти учиться на художественное отделение. Мне нравилось всё делать маленьким, например, я хорошо рисовала, но только миниатюры. На большом эскизе, уверена, не сумела бы показать себя. И знаете, что интересно? Второй моей страстью после кукол были книги. Мама работала библиотекарем и однажды принесла почитать пару томов «Истории костюма». Именно тогда я увлеклась модой и этапами её развития. В будущем начала собирать книги по этой тематике.

   
   

– Кукол продолжали шить и после школы или стало некогда?

– О своём хобби я долго не вспоминала. Но однажды умение шить кукол помогло, и я с вдохновением начала создавать их опять. Дело в том, что мои дети родились перед перестройкой. Разнообразия игрушек в это время не было. А мне хотелось подарить им на Новый год нечто необычное. В один вечер уложила их спать, взяла ткани, нитки, иголки и сшила двух Дедов Морозов и Снегурочек, двух клоунов и пиратов. Конечно, эти игрушки стали самыми любимыми, и дети попросили новых персонажей. Поэтому постепенно появились и другие, и я уже не смогла остановиться. Учиться было не у кого, книг по шитью кукол не издавали, Интернета тоже не было, поэтому всё делала интуитивно.

Куклы оживают

– Кроме родных, кто-нибудь знал о вашем увлечении?

– Нет, мне было стыдно признаваться кому-то. Это сейчас таким творчеством занимаются даже мужчины. Но в моей жизни случилось так, что об увлечении узнали даже ценители искусства. Однажды меня пригласили на встречу по интересам в местный музей. Помню, как я сомневалась, но всё же сложила кукол в коробку и пошла. Среди приглашённых гостей вечера были фотографы, художники, коллекционеры – люди с серьёзными увлечениями, среди них были и критики. Я волновалась и представляла, как они будут скептически смотреть на мои Когда подошла очередь выступления, дрожащими руками стала вытаскивать из коробки персонажей. В это время главный критик вечера вскочил с места, подбежал поближе, чтобы рассмотреть кукол со всех сторон. А потом сказал фразу: «Вам под силу сделать Петровскую Ассамблею!».

– За 30 лет своего творчества вы создали более 1600 работ. Откуда к вам приходят образы, идеи?

– Вначале я планировала шить кукол только по истории костюма. Но это оказалось слишком широкое направление. Сюда можно отнести исторических персонажей, литературных героев. Кроме того, новые идеи стали рождаться сами: аллегории, персонажи народных сказок, детская историческая мода, национальные костюмы. Мне хочется воссоздать многообразие культурного При создании кукол сейчас чёткого плана нет. Например, я хочу сделать принцессу в нарядном платье со стразами. Начинаю подбирать материал и замечаю, что кружево ей не идёт, стразы – тоже не к лицу! И вдруг из принцессы получается милая крестьянка. Я заметила, что кукла сама помогает создать свой образ.

– Сколько времени вы тратите на изготовление одного героя?

– Вообще, время работы определить заранее сложно. Во всём есть свои нюансы. Например, сказочного героя могу шить примерно две недели. Исторические или литературные образы, а также актёры, ведущие или певцы отнимают больше времени. Все мои куклы для меня живые. Когда складываю их на хранение в коробки, то к компании женщин обязательно положу пару-тройку кавалеров для того, чтобы им в коробке не было скучно. Самая для меня любимая серия – «Дорогие мои старики». Там каждая фигурка – это прожитая вместе с персонажем судьба. После того, как люди видят эти работы на выставке, пишут отзывы, благодарят, делятся своими впечатлениями. А ещё многие сразу звонят своим родителям, дедушкам и бабушкам, чтобы сказать тёплые слова.

– Что подтолкнуло вас на создание этой коллекции?

– Как-то сделала одну куклу и поняла, что получилось очень выразительно и искренне. А ещё поддерживали начинание те, кто видел мои работы. Я поняла, что нужно продолжать, хотя порой бывает очень нелегко. Среди экспонатов, кстати, есть работы, которые я взяла из жизни. Как-то на улице я увидела, что старушка с будильником спрашивала у проходящих мимо молодых людей, который час. Прохожие завели ей будильник. Такое невольно запоминается.

– Ирина, есть ли у вас единомышленники, которые, как и вы, создают целые миры в миниатюре?

– Сейчас много замечательных мастеров и художников, которые увлекаются этим творчеством. Для этого вида рукоделия есть всё необходимое: большой выбор материалов, тканей, обучение. Освоить азы несложно, а успех в будущем зависит от мастера. Если в персонажа вложить частичку своей души, прожить его историю, то он получится обаятельным, его захочется рассмотреть.

Ирина Верхградская.
Родилась 1 августа 1951 года в городе Норильске. Окончила Новосибирский книготорговый техникум по специальности «Товаровед книги» в 1979 году. Мастер миниатюры.

Из древности
Самые первые куклы появились в Египте около 4 тысяч лет тому назад. Таких кукол археологи всё чаще находят в могилах египтян. Зачастую они не имеют ни рук, ни ног, а украшения на них в виде деревянных бус и нитяных париков. Как свидетельствует история, такие куклы служили вовсе не игрушкой для детей, они были вплотную связаны с различными царившими на тот момент религиозными преданиями и формами религий.

Смотрите также: