«Упсала» существует уже тринадцать лет. Проект придумали Лариса Афанасьева, руководитель проекта, и Астрид Шорн, немецкий социальный педагог. Под руководством опытных педагогов и психологов десятки детей из группы социального риска детей стали маленькими волшебниками, освоившими акробатику, жонглирование, модерн-танец и пантомиму.
Каждый делает выбор
Один из артистов цирка – Максим. Он ещё недавно состоял на учёте в полиции по делам несовершеннолетних — в компании подростков воровал вещи из машин. И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы он однажды случайно не попал на представление этого цирка. Максим прошёл за кулисы и попросил взять его.
Но его жизнь в цирке сначала строилась сложно — Максим думал, что стоит ему выйти на сцену, как он сразу станет любимцем публики. Но на сцену его не выпускали — сначала нужно довести его выступление до совершенства. Начались многочасовые ежедневные тренировки.
«Было трудно, но уходить я не думал, — объясняет он, — потому что только здесь меня воспринимали как нормального человека. Не шарахались, сумок не прятали. И психолог говорил, что всё в моих руках, что жизнь изменить можно».
Со времени его появления в «Упсала-цирке» прошло чуть больше года. Теперь 15-летний артист стал и педагогом: Максиму нравится заниматься с малышами. Детей набирают из коррекционных классов и интернатов. Но изменить свою жизнь получается не у всех.
Лариса Афанасьева поясняет: «Если общество прилепило к тебе ярлык «трудный подросток» и поставило крест, очень сложно поверить в то, что это не так. А если маленького человека убедили в том, что он изгой, часто мы бессильны. Потому что сложно перейти из одного мира в другой. Поэтому большинство детей всё-таки от нас уходит. Но тогда с ними происходят страшные истории. Те ребята, которые пришли к нам 13 лет назад и остались, сегодня — успешные люди, сумевшие реализовать себя в самых разных отраслях деятельности. А многих из тех, что от нас ушли, уже нет в живых. Это — страшная правда. И вина лежит на равнодушных взрослых».
Как удается заинтересовать «трудных» подростков – пожалуй, один из основных вопросов для того, кто смотрит на представление артистов.
«Потому что мы всех и каждого в отдельности (это очень важно) любим и уважаем, - объясняет руководитель проекта. - А ещё даём возможность похулиганить, выплеснуть энергию. Как правило, в детских домах, в коррекционных школах стоит такой особый запах, там воздух, которым дышать нельзя. Физически ощущаешь безысходность. Мы пошли от обратного — решили, что у нас должен быть дом, где будут красочные стены и вкусный запах. Мы пьем из красивых чашек, едим на ярких тарелках. Ежедневно сами печём вкуснейшие пироги и угощаем всех, кто к нам приходит. У нас мастер-классы для ребят дают такие звезды, как Вячеслав Полунин. Они начинают чувствовать себя значимыми людьми, повышается их самооценка, жизненные ценности меняются. Потому, наверное, и остаются».
Камера, монтаж, режиссер Ася Копичникова
Синдром Дауна — не приговор
Праздник в этом цирке начался задолго до спектакля. В фойе зала ребята из «Упсалы» показывали малышам и их родителям фокусы, учили жонглировать. А потом начался спектакль.
Это странное и прекрасное театральное действо сделано по мотивам серии работ петербуржского художника Александра Войцеховского «Прогулка с племянником». Племянник — это почему-то медвежонок. Немного грустный и трогательный…
История создания спектакля тоже похожа на сказку. Сначала дети, вдохновившись работами художника, сами нарисовали и создали мультфильм. На эту работу ушёл целый год! Плод коллективного творчества увидел питерский композитор Дмитрий Максимачёв и написал чудесную музыку.
…В полнейшей темноте вдруг оживает экран, начинается мультик, звучит музыка, и на сцену выходит мальчик лет восьми, похожий на плюшевого медвежонка. Малыш очень органичен, существует на подмостках, как у себя дома.
Это Антон, «мощный человечище», по определению Ларисы Афанасьевой, руководителя цирка. При цирке работает студия для особенных малышей, для детей с синдромом Дауна. Антон — именно такой. Когда он пришёл в студию, то не говорил и практически никак не общался с окружающим миром. Через несколько месяцев он вышел на сцену.
«Он у нас звезда, — серьёзно говорит Лариса, — он — стержень спектакля, главная его находка. Он наполняет спектакль собой. Глядя на него, становится понятным, как просто быть счастливым. И ребята, наши бывшие хулиганы, очень его любят, опекают. Новосибирск подарил Антону новое увлечение — вчера мы ходили в бассейн, и он впервые стал плавать! Его новое достижение стало общей радостью».
Все дети талантливы
Лариса Афанасьева уверена, что среди детей нет бесталанных. В каждом есть искра творчества: «Я считаю, что наша образовательная система зачастую убивает индивидуальность, учит детей сдерживать свои творческие порывы, — вздыхает она. — Так было и со мной. Меня считали слишком активной, даже хулиганкой. Но если бы со мной рядом были люди, которые помогли бы мне направить бившую фонтаном энергию в нужное русло, думаю, произошло бы что-нибудь уникальное. И это касается всех детей, которые не вписываются в рамки хорошего поведения. Когда человеку дают возможность хулиганить в определенном направлении, то есть в науке, творчестве или спорте, маленький талант создаёт что-то новое, необычное. Для такой деятельности детям нужны внутренняя свобода и поддержка со стороны взрослых. Только так можно стать Эйнштейном, Чаплиным и Юрием Никулиным».
Эльнара — звезда «Упсалы», акробатка, красавица и театральная кудесница. Девушка из неблагополучной семьи. Когда впервые пришла в цирк, ей не слишком понравилось — репетиции ежедневно, постоянная работа над собой, да еще надо подчиняться общему распорядку. Сложно, трудно. Поэтому вскоре бросила. Но, посидев дома, поняла, что только в цирке её настоящая жизнь. Вернулась и стала усиленно заниматься.
«В цирке главное — абсолютное доверие, — смеётся Эльнара, — если не доверять партнёру, то трюк не получится. У нас даже есть специальные упражнения на доверие — надо падать назад, не оглядываться. А когда научишься доверять людям и миру, можно и на сцену выходить».
Лариса Афанасьева считает девушку героем.
«Она ежедневно борется с собой, — продолжает педагог, — доказывая самой себе своё право на уникальность и на счастливое существование. Каждому из нас родители дают такой тяжёленький чемоданчик, говоря при этом: мы несли, и ты неси! А в чемоданчике — унылое существование, разочарования, неудачи… И настоящее мужество — отказаться тащить этот ненужный груз. Сказать родителям, что я сам имею право собрать собственную корзиночку со своими ошибками и достижениями. Эльнара поступает именно так.
Самое страшное — это гопничество в нашем обществе, уверена Лариса. Мы погрязли в нём. Нас окружает странная модель поведения — отсутствие культуры: общения, познания, созидания. И эта модель почему-то называется уличной культурой.
«Я вижу бритоголовых ребят, идущих на «Русский марш» и с остервенением выкрикивающих националистические лозунги, и понимаю, что это гопники. Вот с этим мы боремся как можем: мы несем добро, любовь и уважение», - только так можно воспитать настоящего хорошего человека, уверена руководитель «Упсала-цирка».
«Упсала-цирк» – петербургский проект, собравший детей из групп социального риска. Название, по словам создателей, родилось от от хулиганского междометия «упс» и мелодичного слога «ла»!