Древняя бактерия. Есть ли опасность эпидемии сибирской язвы?

Учёные считают, что потепление может разбудить древние вирусы и бактерии © / Елена Иванова / АиФ

Сибирская язва на Ямале обеспокоила жителей других регионов Сибири. Не грозит ли этот инфекция распространиться по всему федеральному округу - узнал журналист «АиФ на Оби».

   
   

Понадеялись на «авось»

Эпидемия сибирской язвы на Ямальском полуострове, жертвами которой стали подросток, его бабушка и 2,3 тысячи оленей, началась из-за рекордно жаркого лета. Напомним, что диагноз подтвердился ещё у 24 человек, порядка сотни жителей попали под карантин в изоляторы. По данным Росгидромета, столбики термометров на Ямале нынешним летом поднимались до 34 градусов. И это в Заполярье! Среднемесячные показатели превысили многолетние на 8 градусов.

«Мёрзлая почва растаяла не на 30–40 см, как обычно, а на глубину до 1 метра, – рассказал Михаил Григорьев, замдиректора Института мерзлотоведения СО РАН (Якутск). – Скорее всего, растаяли и скотомогильники, в которых были захоронены больные животные. Например, известно, что в Якутии более двух сотен скотомогильников».

Оленеводство - основное занятие на Ямале. Фото: Правительство ЯНАО

Как утверждают специалисты, споры сибирской язвы прекрасно сохраняются более века. И сколько всего таких скотомогильников в России – никто не знает. Но они точно есть и в сибирских регионах.

«Раз в несколько лет случаются заражения, – говорит Виктор Нетёсов, завлабораторией бионанотехнологии, микробиологии факультета естественных наук НГУ. – Инфекцию вызывают бактерии, которые образовывают споры сибирской язвы. Они не погибают ни при кипении, ни при замораживании. Дожди могут вынести споры на поверхность почв. Поэтому скотомогильники, конечно, должны быть огорожены. Но заборы ломаются, а нетронутая трава привлекает лосей, косуль, домашний скот. Узнать, где есть скотомогильники, можно только у местного ветеринара, если только сохранились карты».

Но надежда на «авось» периодически подводит. Учёный рассказал о случае заражения жителя Новосибирской области сибирской язвой в 2001 году. Кожная форма заболевания была выявлена у грузчика одного из рынков, пациента привезли в медсанчасть ГНЦ ВБ «Вектор», где Нетёсов работал замдиректора. «У больного были язвы, покрытые корочкой чёрного цвета (кожная форма сибирской язвы). Его успешно вылечили антибиотиками, – вспоминает он. – Служба Россельхознадзора нашла хозяйство в Краснозёрском районе, из которого привезли тушу коровы, всё проверили, продезинфицировали. Обнаружили и скотомогильник. К счастью, заражённого скота и людей больше не было. Но всё равно поголовье скота в округе пришлось забить, остальных вакцинировать».

Вирус Зика, лихорадка Денге

Наиболее эффективный способ профилактики сибирской язвы сегодня - вакцинация животных. К слову, по некоторым данным, на Ямале уже несколько лет оленям не ставили прививки от сибирской язвы, вот и случилась трагедия.

   
   

А сейчас беспечность может дорого обойтись. Потепление особенно заметно в Арктике, где этот процесс ускоряют выбросы метана – парникового газа. Вечная мерзлота стремительно тает, обнажая захоронения с древними и очень опасными инфекциями. К тому же и мягкие зимы создают идеальные условия для расширения ареала клещей и комаров. А как утверждают эксперты, разносчиками опасных инфекций и могут быть комары и другие кровососущие насекомые. По словам учёного, клещи двигаются на северо-восток и уже достигли севера. «Всё это создаёт реальную опасность возвращения особо опасных древних болезней», – предупреждают учёные. Так, в Бразилии уже эпидемия вируса Зика – там на борьбу с комарами подняли армию. Другие страны охватывает лихорадка Западного Нила, Денге и другие, некогда экзотические заболевания.
Учёные выясняют, какие ещё возбудители болезней проснулись Фото: АиФ/ Елена Иванова

Опасность древней фауны

Борис Кершенгольц, зам­директора по научной работе Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (Якутск):

«В 90-е годы прошлого века на Колыме было обнаружено людское захоронение, которое стала вымывать река. В материале, который взяли из останков людей, похороненных более века назад, исследователи обнаружили активные вирусы натуральной оспы. Эпидемия, которая свирепствовала здесь, унесла тогда 40% населения города Северска. И это ещё не всё. Сейчас вытаивают мамонты и фауна. В ходе микробиологического исследования в биоматериале двух мамонтов, возраст которых более 20 тысяч лет, были выделены древние живые бактериальные культуры. Как поведут себя эти клетки в современных условиях – никто не знает».