«Бодяжат» кто во что горазд. Качество бензина в Сибири падает

В Иркутской области десятки людей не дождались скорую помощь, потому что все машины заглохли, заправившись бензином на АЗС, с которой заключило контракт местное управление здравоохранения. Разобрав двигатели сломавшихся «скорых», автослесари обнаружили в топливной системе автомобилей гелеобразную массу.

   
   

Руководитель медицинского ведомства области написал жалобу с требованием провести проверку качества топлива. Однако прокуратура отказала, сославшись на федеральный закон, запрещающий проверять субъекты малого и среднего бизнеса чаще, чем раз в три года. (В народе этот документ называют «законом, запрещающим «кошмарить» малый бизнес» – именно так выразился Дмитрий Медведев, тогда президент РФ, в ходе обсуждения законопроекта).

Только после того, как представители Сибирского межрегионального территориального управления (СМТУ) Росстандарта повторно обратились в прокуратуру, сославшись на то, что сложившаяся ситуация несёт угрозу жизни и здоровью людей, прокуратура разрешила проверить местных нефтетрейдеров. В ходе проверок обнаружилось такое…

Совсем не занимательная химия

С мая по октябрь 2015 года прокуратура совместно с Росстандартом провела три тысячи проверок на автозаправочных станциях, нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах Сибири. В среднем по СФО в 44% случаев проверяющие обнаружили нарушения. Лидерами антирейтинга стали Омская область и Хакасия. Меньше других «бодяжат» бензин в Новосибирске и Кемерово.

По словам Людмилы Галатай, заместителя руководителя СМТУ Росстандарта, самое распространённое нарушение – превышение ПДК серы в бензине и дизельном топливе. На втором месте – несоответствие ГОСТам октанового числа. Нередко продаваемые на заправках Сибири ГСМ содержат запрещённые концентрации цинка, метиланилина, железа. «Такие нарушения мы стали фиксировать с осени 2014 г., – говорит Надежда Слесарева, начальник отдела государственного надзора по Новосибирской области СМТУ Росстандарта. – До 2014 года были нарушения, но не такие вопиющие, как сейчас, когда количество примесей превышает ПДК в десятки раз».

Юлия Золотовская, президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ», объяснила причину сложившейся ситуации поведением нефтяных компаний: «Оптовики ограничивают рынок и завышают цены. Когда рынок наполнен – некондиционного топлива на АЗС нет». Золотовская предлагает возродить практику добровольной сертификации АЗС. Это повысит конкуренцию и побудит игроков рынка лучше заботиться о своём реноме.

   
   

Уазики «поперхнулись»

Откуда в бензине и солярке берутся цинк, сера, железо и прочие запрещённые примеси, если ни на одном из четырёх работающих в Сибири нефтеперерабатывающих заводов нарушений технологии производства не выявили? Как объяснила Людмила Галатай, между нефтеперерабатывающим заводом и конкретной автозаправкой – десяток посредников, каждый из которых хочет получить свою прибыль и ради этого «бодяжит» бензин по принципу «кто во что горазд». 

Конечно, такое топливо наносит вред экологии и экономике. Но во многих случаях речь идет о более серьёзных потерях. В Сибирском управлении Росстандарта есть жалобы от сельских школ и детских садов – школьные автобусы сломались, заправившись некачественным бензином. В Забайкалье была парализована работа полиции. Даже всеядные уазики поперхнулись бензином, в котором содержание посторонних примесей превышало норму в 12 раз.

Между тем в план проверок 2016 г. ни одна АЗС в Сибири не включена – нельзя «кошмарить» малый бизнес. «Будут жалобы – будут проверки», – пояснила Людмила Галатай.

Смотрите также: