Следующий год для экономики страны и области может стать серьезным испытанием. Чтобы он сложился успешно для бизнеса и каждого человека за советом мы обратились к фундаментальной науке. Своим видением проблем и путей их преодоления с нами поделился академик Валерий КУЛЕШОВ, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Из силового блока супа не сварить
— В расходной части бюджетов всех уровней — от федерального до региональных, доля расходов на развитие национальной экономики в среднем составляет 15–16% (в Новосибирской области — 16%, в Москве — 20%, в Красноярском крае — порядка 14%). Если поделить эти суммы на соответствующие группы населения, проживающего в территориях, получается по 7–8 тыс. рублей на человека в год (в НСО — по 4 тыс. рублей). Статьи национальной экономики распределяются на социальные расходы, сельское хозяйство, прикладные исследование и т. д. В предыдущие годы классическая парадигма государственной политики в этих направлениях медленно, но росла. Бюджет 2012 года демонстрирует прямо противоположную тенденцию: поддержка бюджетом силового блока увеличивается очень значительно: с 28 до 40%. Соответственно, все другие расходы урезаются. Сокращаются и абсолютные, и относительные параметры. Если возвращаться к классической модели промышленной политики, характерной для ХХ века, то это, может, и нормально, но сегодня по состоянию целых отраслей промышленности понятно, что нужно искать другие формы поддержки, бизнеса в том числе.
А бизнесу что делать?
Современный российский бизнес не рассчитывает на помощь. Как показывают результаты целого ряда исследований, ему важнее понимание тренда развития экономики страны, территории. На вопрос «Что вам мешает и что помогает?» мы получали ответы: «Нужна информация. Главное — получить ориентиры на срок больше чем 3–5 лет, чтобы можно было строить свои жизненные планы и планы развития компаний».
В нашей области мы видим две главные проблемы развития бизнеса: его малую амбициозность и отсутствие регулярной координации действий с региональной и муниципальной властью, причем чаще не по вине бизнеса.
Еще одной проблемой являются большие затраты ресурсов и сил на конкуренцию внутри сегмента рынка. Понимание, что конкурировать нужно глобально, а локально — дружить, еще не пришло. А это основа синергии, которая может дать эффект роста.
Есть еще эффект, проверенный и подтвержденный наукой и практикой по всему миру: интеграция вокруг реализации идеи, проекта, лидера. Для того чтобы эффективно развиваться, нужно трезво оценивать свои способности и возможности других, а не бояться даже частично утратить свой суверенитет.
У нас есть примеры очень быстрого и эффективного развития предприятия с нуля: «Инмарко», «Сибирский Берег», например. Они показывают, что ориентация конечного потребителя эффективнее, чем работа на запросы бизнеса. К сожалению, опыт наших известных предприятий, в частности оборонных, подтверждает этот тезис. Их продукция востребована только узким кругом потребителей, что не дает ресурса для интенсивного развития.
Кроме объективных обстоятельств, наш бизнес допускает много ошибок в управлении, так как сделал ставку на рыночную модель, уже давно не актуальную в цивилизованных странах. Это — ориентация на маркетинг. За последние 20 лет в мировых подходах в организации и управлении произошли существенные изменения. Наша ошибка еще и в том, что мы ищем быстродействующую таблетку от всех болезней. Но ее не существует. Поиск простых решений не всегда эффективен.
Строим, но почему медленно?
Строительная отрасль в нашей области — одна из ведущих. По-хорошему, она могла бы стать локомотивом развития территории. Но правила игры едины для всей страны. Все последние годы, и в приоритетном национальном проекте в том числе, государство стимулировало спрос: программы ипотечного кредитования, субсидии… И цены на квадратный метр стабильно шли вверх. В результате сегодня большинство населения страны не имеет материальной возможности стать потребителем продукта строительной отрасли. То же можно сказать и о бизнесе. Сегодня, по последним данным международных рейтингов по комфортности бизнеса, по позиции «Подключение к инженерным сетям» мы на 180 месте в мире. Проблема заключается в изначально неправильной идеологии: нужно стимулировать не спрос, а предложение, то есть бизнес!
Несколько слов о взаимодействии и взаимовлиянии государства и бизнеса. В западном мире эта схема выстраивается снизу вверх, в Китае и Сингапуре — сверху вниз. У нас же на практике получается, что никак. Местечковые интересы, дезинтеграция процессов руководства и развития приводят к потере доверия и тормозят дело. Стороны не демонстрируют стремления сделать лучше!
У нас в области и в Новосибирске в целом взят правильный вектор развития строительной отрасли, загрузки ее объемами. Но возьмите любой крупный объект — Толмачевский логистический центр, биотехнопарк в Кольцово или даже строительство объездных путей (Северного и Восточного). Везде сходная ситуация: из-за непонятного для иностранных инвесторов затягивания принятия стратегических решений (по 2–3 года), все эти нужные для города стройки теряли якорных инвесторов, строительство начиналось и останавливалось, происходила чехарда подрядчиков. А ведь вроде бы все делается правильно… но как-то не спеша. Без понимания, что организационный ресурс является инструментом развития экономики, равно как и недружественность в принятии решений, отсутствие реального взаимодействия, движения — позитивного, интенсивного, направленного на достижение конечного результата, а ведь все это тоже экономические категории.
В ожидании гейтсов экономики
Еще несколько слов считаю необходимым сказать о кадрах, принимающих сегодня принципиальные экономические решения. Неважно, в масштабах страны, региона или конкретного предприятия. Сегодня мы оказались в ситуации, когда опытные экономисты нуждаются в повышении квалификации и овладении современными экономическими инструментами, а молодым знаний катастрофически не хватает. Ученые нашего института преподают на экономических факультетах новосибирских вузов. По общему наблюдению, более чем у 50% студентов интерес к своей специальности просто отсутствует. Основная мотивация поступления — получение диплома, а не знаний. И этот фактор в совокупности с низкой заработной платой профессорско-преподавательского состава вымывает из университетов квалифицированных педагогов. Вопрос, а кто завтра будет руководить экономикой, становится риторическим.
Любой житель нашей страны и без специальных знаний понимает, что такое огромное хозяйство, как Россия, не может и впредь управляться в ручном режиме. Это неправильно, когда премьер-министр в течение 20 часов решает вопросы рыбной отрасли, собрав в Мурманске всех участников процесса и понуждая их договариваться. Следовательно, нужны понятные, действенные для нашей страны и конкретных регионов правила поведения в экономике (на основе профессиональных знаний, конечно). Тем более что опытным путем многие регионы страны уже нашли свои алгоритмы экономически эффективной модели развития. Например, Татарстан, Нижний Новгород, Томская область, Маслянинский район Новосибирской области… У всех этих примеров есть сходные черты: лидер формирует команду профессионалов (не родственников или просто хороших парней!) Действия каждого из них суммируются в общее дело, а основой конструкции является взаимопроникающий поток энергии. У нас создается впечатление, что в сегодняшней России уже назрела необходимость объединить усилия лидеров и масс, чтобы они услышали и поддержали друг друга.
Смотрите также:
- Полпред Виктор Толоконский: В добывающих отраслях сибирской промышленности в 2013 году ожидается спад →
- Объединяй и властвуй. Создадут ли в Сибири единый макрорегион? →
- Материковый офшор. В Сибири появятся новые экономические зоны →