В новосибирской редакции «Аргументов и фактов» полномочный представитель президента РФ Виктор Толоконский рассказал о достижениях сибиряков в 2012 году, а также о перспективах на будущий год. Большинство вопросов было связано с острыми проблемами, которые волнуют почти всех сибиряков: рост цен на бензин, проезд в общественном транспорте и продукты. В основном многие из этих проблем, по мнению полпреда, местная власть может решить самостоятельно — у нее есть механизмы влияния на эти процессы.
- Виктор Александрович, каким был 2012 год для Сибири?
- Если говорить об оценках и событиях года уходящего, то для Сибири, как и для России в целом, важными стали политические события: год начался с предвыборной кампании главы государства. С учетом социально-экономических показателей я бы назвал 2012 год годом развития. К проблемам можно отнести засуху в регионах Западной Сибири — сегодня многие хозяйства имеют недостаток кормов, семян. Во всех без исключения регионах появлялись новые промышленные и инфраструктурные объекты: в Горно-Алтайске открылся аэропорт, в Красноярском и Забайкальском краях вводились крупные энергетические мощности, а также, конечно, новые дороги, мосты и социальные объекты.
- Что ждет сибиряков в 2013 году?
- В 2013 году регионы Восточной Сибири ждет новая программа - серьезные изменения будут происходить в работе с инвестициями: меняются и вводятся новые налоговые и экономические режимы. В Иркутской области и Красноярском крае нужны дополнительные производства нефтегазохимии. Повысить конкурентоспособность регионов мы можем, укрепляя сферу образования и науки. Надеюсь, что сибирские университеты и научные центры будут прилагать максимальные усилия для вхождения в «топовые» рейтинги. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый новый год был более результативным, но кризисные явления ощущаются уже сейчас и, наверное, продолжатся в 2013 году. Больше всего это почувствуют экспортно ориентированные отрасли экономики - нас ждет падение спроса на уголь, на цветной и черный метал. Но тем не менее в целом мы ожидаем прирост в экономике и улучшение уровня жизни в Сибири.
- Этой осенью в Белокурихе прошел молодежный форум Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Сейчас в Алтайском крае обсуждают постоянную работу некого центра ШОС? Как вы к этой идее относитесь и как этот проект будет реализован?
- Молодежный форум стран Шанхайской организации, который прошел в начале ноября, должен иметь очень серьезные и масштабные последствия - организуя форум, мы на это надеялись. На мой взгляд, сибирские регионы должны развивать сотрудничество с азиатскими странами. Мы очень долго в своей внешней политике были ориентированы на Европу, а сегодня стремительное развитие азиатских стран позволяет Сибири активно взаимодействовать с ними в силу географического расположения. На форуме, в частности, обсуждалась идея создания Азиатского федерального университета на базе Алтайского госуниверситета. Интерес к подобным проектам есть и у региона, и у стран-участниц ШОС, и даже у представителей бизнеса, которые также предлагают свою поддержку. Но чтобы это реализовать, нужна активная внутренняя жизнь в регионе.
- Сейчас оживленно обсуждается рейтинг неэффективных вузов, в котором оказались и учебные заведения Сибири, в том числе главный вуз Кузбасса — Кемеровский государственный университет. Какие меры будет предпринимать правительство, чтобы повысить статус и эффективность этого учебного заведения?
- Принцип проведенного ранжирования вузов нельзя назвать полноценным. Например, в оценке не участвовал критерий востребованности выпускников, хотя это одна из главных целей любого вуза. Кроме того, некоторые представители высшей школы сами признавались в некоторой небрежности при подаче информации. На мой взгляд, подобные рейтинги и в целом работа по оценке вузов важны, так как мы должны повысить качество образования. Не думаю, что на основе первого рейтинга будут сделаны структурные выводы: что-то закрыть или реструктуризировать. Сначала необходимо принять специальную программу, а профильное министерство и регион найдут пути, как это сделать. А вот по поводу политики филиалов разных вузов, эксперты сошлись во мнении, что некоторые из них действительно работают неэффективно, поэтому в этой сфере будут определенные решения.
- По итогам мониторинга, который провела Общественная палата России в 17 крупнейших городах России, Красноярск занял второе место среди российских городов по стоимости продуктов питания. По уровню затрат на коммунальные услуги Красноярск занимает четвертое место. В этом году повышалась стоимость бензина, тариф на проезд в общественном транспорте подняли в ноябре сразу на три рубля. В общем, растет все, кроме зарплат. Как жить людям в таком дорогом Красноярске?
- Есть объективная тенденция в регионе, когда цены коррелируют со спросом, а Красноярск — растущий город с зарплатами выше, чем в среднем по Сибири, и покупательная способность в регионе выше, чем во многих других сибирских территориях. Такие параметры характеризуют экономически сильный регион. В Сибири есть два региона, где цены на бензин значительно ниже - Кузбасс и Алтайский край, есть более высокие - в Забайкалье и Иркутской области, а вот Красноярск, Новосибирск, Томск в этом списке находятся заметно ниже. В то же время развитие региона в соответствии с общими тенденциями, конечно же, не означает, что перед органами власти не стоит задача по регулированию продовольственного рынка. Она есть, и я обязательно обращу внимание на это местные органы власти. Например, можно принимать меры по стимулированию конкуренции, организации простых форм торговли - рмарки, где продукты будут значительно дешевле, чем в супермаркетах.
- В Омске, как и в Красноярске, наравне с ростом цен на продукты и услуги ЖКХ резко подорожал проезд на транспорте с 12 до 16-18 рублей, а в маршрутках рублей на 7? Как жителям Омска реагировать на это или может лучше ходить пешком?
- Эту ситуацию я готов взять на рассмотрение и поговорить с губернатором и мэром. Обычно это делается плавно. Думаю, для Омска 16 рублей многовато, если даже Новосибирск обходится 14 рублями. На мой взгляд, конкуренция на рынке пассажирских перевозок способна сдерживать рост тарифов.
- В Томской области собираются построить атомную электростанцию (АЭС)? Целесообразно ли появление этого опасного объекта, на ваш взгляд, в нашем регионе?
- Не совсем правильно считать АЭС опасными. Но все-таки есть правило, когда к атомной энергетике прибегают тогда, когда нет других эффективных источников энергии. И это правило должно действовать и в Томске. В Сибири избыток энергоресурсов. В соседнем с Томском Кузбассе ежегодно добывают 200 миллионов тонн угля, чтобы сохранить даже такую добычу, нужно развивать внутренний спрос, так как вывозить уголь на экспорт неэффективно. Кроме того, в Томске есть природный газ с нарастающей добычей, поэтому нужно все считать. Решения о строительстве пока нет. Уверен, эксперты будут еще проводить различные оценки проекта, но в любом случае, не может быть решения о строительстве АЭС, которое бы угрожало экологии региона.
- Новосибирск - лидер в Сибири по долгостроям и числу обманутых дольщиков, но вместе с тем бывший президент Дмитрий Медведев давал поручение разобраться с ситуацией и внести ясность по каждому объекту. Будут ли наказываться губернаторы за невыполнение этого поручения?
- В Сибири остается немного домов, по которым нет понимания, каковы источники инвестирования и сроки сдачи объекта. В основном регионы с этим справились. В Новосибирске такой ясности пока нет в отношении многих домов. Сейчас президент Владимир Путин уточнил эту задачу и поручил правительству совместно с субъектами Федерации до конца квартала следующего года определить уполномоченный орган федеральной власти, источник финансовой поддержки и сроки завершения строительства. Таким образом, сроки решения этой задачи сдвинуты на конец первого квартала.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.