Совет экспертов:
Почему так часто начинающие автомобилисты попадают в аварии? Их плохо учат? А может, виноваты другие факторы: низкий уровень общей культуры водителей и пешеходов, высокий уровень агрессии в обществе, плохие дороги? Об этом рассуждали специалисты разных отраслей, так или иначе связанных с автомобилями, на круглом столе в редакции «АиФ на Оби».
— Какова статистика ДТП с участием начинающих водителей в Новосибирске? Почему эти цифры все время растут?
Денис Жданов:
— Потому что движение на дорогах становится все более интенсивным. Если в 2010-м году выпускниками автошкол стали 40 тысяч человек, то в 2011-м — 48 тысяч. Пропорционально этой статистике растет и статистика ДТП. В 2010-м году начинающие водители совершили 282 ДТП, 31 человек погиб. В 2011-м году — 291 аварию, жертвами стали 32 человека.
По результатам экзаменов ГИБДД только 20% выпускников показывают адекватные навыки вождения по городу и получают права с первого раза.
«Делай, как я…»
— Какие ошибки на дорогах чаще всего совершают молодые водители? Почему?
Виктор Жигулин:
— У многих молодых водителей не отработаны навыки руления, не выработана координация движений. Человек не знает динамики разгона и торможения, из-за чего не может правильно оценить ситуацию на дороге, не чувствует габаритов автомобиля, а значит, не может грамотно и быстро выполнить маневр. Почему это происходит? Сегодня курсантов автошкол учат по программам, написанным Министерством образования в 60-е годы прошлого века. С тех пор интенсивность движения и скорости увеличились в несколько раз. В существующих программах совершенно отсутствует раздел, готовящий водителя к встрече с опасностями на дороге. Эти знания и умения необходимы, чтобы в критической ситуации водитель не задумываясь мог выполнить правильные действия, сохранив при этом автомобиль, а возможно, и жизнь. Некоторое время назад заговорили о том, что инструкторы автошкол обязательно должны иметь профессионально-педагогическое образование. Но до сих пор в стране нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы таких специалистов. Кто сегодня идет в инструкторы? Выпускники тех же автошкол, наработавшие водительский стаж 3–5 лет. Обучение происходит по принципу «делай, как я». А ведь люди все разные — и по физиологии, и по психологическому темпераменту. Есть много ребят, которые хотят научить, но не знают как.
Сергей Никулин:
— Самая большая проблема — профессиональная подготовка инструкторов в автошколах. За последний год мне пришлось расстаться с семью сотрудниками после того, как мы начали проводить в школе внутренний экзамен. Первый же экзамен показал: 100% учащихся не усвоили преподаваемые навыки. Эта ситуация повторилась еще и еще. После чего мы сделали вывод: если 100% курсантов не усваивают программу, значит, виноваты не курсанты. В чем же проблема? Сейчас система работы инструктора построена следующим образом. Общая стоимость обучения составляет порядка 16 тысяч рублей. Из этих денег восемь тысяч сразу получает инструктор — на амортизацию автомобиля, ГСМ. Таким образом, чем больше инструктор сэкономит на бензине и ремонте авто, тем больше он получит. Когда мы в нашей школе пресекли эту экономию, выходившую боком курсантам, инструкторы сказали, что у нас невыносимые условия работы и ушли.
Владимир Кириллов:
— Согласно образовательному стандарту, курсант автошколы должен за время обучения получить не меньше 50 часов практического вождения. В нашу общественную организацию часто приходят люди, которые жалуются на то, что автошколы не выполняют это требование, сокращая учебный курс практического вождения в 3–5 раз. При этом администрация школы заявляет: не можете научиться за это время — берите дополнительные уроки. Но уже за двойную, а то и тройную плату. Нередко инструкторы просто приписывают курсантам часы.
— Авторы проекта новой программы подготовки водителей предлагают ввести в автошколах систему аудита. А кто будет аудиторами? Не станет ли это очередным коррупциогенным фактором? Как вы относитесь к идее ввести личную ответственность инструкторов автошкол за подготовку водителей?
Виктор Жигулин:
— Аудит автошколам противопоказан, если только мы не хотим окончательно развалить систему подготовки водителей и спровоцировать еще большее количество людей получать права незаконным путем. Что касается ответственности инструкторов, то это просто бред. Тогда нужно ввести и ответственность учителей начальных классов за то, что ученик в старших классах пишет корявым почерком.
Алексей Сухоруков:
— Прежде чем вводить систему наказаний для автошкол и инструкторов, нужно разработать систему преподавания. Сейчас ее нет. Этим должен заниматься Минобраз. Между тем данное ведомство в последнее время провело массу реформ, главным результатом которых оказалось то, что наша страна из лидеров скатилась на 60 место в мире по уровню общего образования. Но если низкое качество общего образования приводит к тому, что люди пишут с ошибками, то низкое качество подготовки водителей приводит к трупам.
Главное чувство водителя
— Каким образом нужно изменить программу подготовки водителей? Во многих странах Европы и Америки вождение автомобиля — обязательный школьный предмет. Возможно, есть смысл перенять этот опыт?
Денис Жданов:
— Мировая практика показывает, что порядка 15% людей необучаемы вождению. Возможно, есть смысл в рамках прохождения медкомиссии предлагать тест на стрессоустойчивость, скорость реакции. Получив результаты, человек задумается, стоит ли ему садиться за руль. Но, разумеется, даже при отрицательных результатах никто не сможет запретить человеку купить машину и пойти учиться в автошколу, ибо подобные запреты не коррелируют с правами человека.
Владимир Кириллов:
При социализме у нас было множество технических кружков и секций, где любой мальчишка мог овладеть навыками вождения автомобиля или мотоцикла. Любой педагог скажет, что научиться чему-либо, в том числе и вождению, гораздо легче в 14–16 лет, нежели в 30 или тем более в 50. Однако в Минобразе не идет речи о том, чтобы ввести в перечень школьных предметов обучение вождению. Поэтому надо на общественных началах работать с молодыми водителями, приобщать их к автоспорту. Ибо самые адекватные водители — это автогонщики.
Виктор Жигулин:
— Я был в Норвегии и там ознакомился с системой преподавания в автошколах. Так вот, на первом занятии курсантам говорят, что каждый, кто садится за руль автомобиля, может невольно стать убийцей. Ну а главное, что нужно изменить в наших российских автошколах, — начать применять научные подходы, разработанные на основе современных дорожных реалий, использовать тренажерную и комбинированную подготовку. Именно после такой подготовки формируется основной навык водителя — чувство автомобиля. Подобное обучение проводится в странах, находящихся на передовых позициях безаварийности в мире, таких как Япония и Норвегия. Что касается обучения вождению в школах, это было бы очень хорошо. Ведь культура поведения на дороге прививается с раннего возраста. Обучая ребят вождению, мы сможем привить им менталитет правильного водителя!
Смотрите также:
- Между рулём и сиденьем: почему водители разучились «включать голову» →
- Выбираем «свою» автошколу: где, как и за сколько? →
- Причина трагедии — молодость →