За прошлый год количество аварий, совершенных молодыми водителями, выросло на треть. Качество подготовки в автошколах стремительно падает, из-за этого количество жертв на дорогах растет.
По словам начальника ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергея ШТЕЛЬМАХА, в 2011 году количество ДТП с участием молодых людей в возрасте от 19 до 23 лет выросло на 30%. За год по вине молодых водителей произошла 291 авария, пострадало 376 человек. В общем количестве ДТП доля аварий, совершенных новичками, составляет 11%. При этом более 70% происшествий — на совести водителей, чей стаж вождения не превышает 1 года.
Двоечников отчисляют, не правда ли?
У руководства ГИБДД возникает все больше вопросов к новосибирским автошколам. В городе сейчас действуют порядка 120 учебных классов по вождению.
— Необоснованное сокращение часов вождения в программах, сокращение теоретических занятий, —называет Сергей Штельмах главные причины снижения качества подготовки водителей.
По закону программа обучения в любой автошколе должна предусматривать не меньше 50 часов практических занятий и не менее 100 часов теории. Автошколы сокращают программы, чтобы снизить стоимость обучения и успеть проучить как можно больше курсантов — спрос на водительские удостоверения в Новосибирске как никогда высок. В 2011 году автошколы выпустили 48 145 водителей-новичков. В предыдущие годы число впервые выданных водительских удостоверений категории «В» составляло порядка 40 тысяч.
Основной показатель качества подготовки в автошколе — доля выпускников, сдавших экзамены с первого раза. В среднем всего 20–22% учащихся получают права без проблем. Но по итогам 2011 года только 18% курсантов окончили автошколы успешно. Сергей Штельмах считает, что систему подготовки водителей нужно ужесточить:
— Когда человек поступает в институт и через полгода проваливает сессию, с ним расстаются. В автошколах же не редкость люди, сдающие экзамены по 5–10 раз!
Быстро поедешь — медленно понесут
Старший инспектор отдела пропаганды и связей с общественностью Управления ГИБДД ГУВД по НСО Алексей ТОЛОЧНЫЙ поясняет, что понятие «молодой водитель» подразумевает не биологический возраст, а водительский стаж. Таким образом, молодым водителем может стать и 60-летний человек, недавно окончивший автошколу. Однако начинающие водители зрелого возраста все-таки реже попадают в ДТП: у взрослого человека сильнее развито чувство ответственности за свои действия, сформирована способность просчитывать ситуацию, меньше импульсивности в поведении.
Инструктор по контраварийному вождению Андрей КУЧУРА говорит, что главная и самая опасная ошибка молодых водителей — неверный выбор скоростного режима:
— Когда человек впервые садится за руль и начинает осваивать машину, ему хочется драйва — ведь быстрая езда дает ни с чем не сравнимые психологические ощущения, это еще Гоголь отмечал. Но неопытному водителю трудно соразмерить скорость с дорожной обстановкой. Все нюансы вождения на перегруженных магистралях в условиях сибирских морозов практически невозможно преподать за 50 часов даже в самой хорошей автошколе. Это приходит с опытом. Поэтому главное на дороге — трезво оценивать свои возможности и не рисковать.
И наконец, еще одно, что могло бы на порядок снизить количество ДТП, — это культура на дорогах, которой нам всем— и пешеходам, и водителям, и молодым, и пожилым — так не хватает.
Виды аварий, наиболее часто совершаемых молодыми водителями:
Смерть выбирает молодых…
Вот выдержки из сводок ДТП за последние дни:
«Молодой человек 19 лет, полгода назад получивший права, наехал на пешехода, переходившего проезжую часть по пешеходному переходу. Пожилой мужчина погиб. Теперь парня скорее всего посадят — жизнь сломана. На вопрос, почему случилась трагедия, молодой человек внятно ответить не смог. Говорит, мол, не заметил пешехода, не успел затормозить…»
«Жительница Новосибирска, которой едва исполнился 21 год, имея семимесячный стаж вождения, ехала с семьей, в том числе с маленьким ребенком, по скоростной магистрали. Не справившись с управлением, молодая женщина врезалась в опору освещения. Все погибли»
«Водитель-женщина, недавно получившая права, двигалась по загородной зимней дороге. На скорости около 60 километров в час машину выбросило из ледяной колеи, вследствие чего «Тойота» столкнулась с ехавшим навстречу автокраном. Погиб сидевший слева пассажир иномарки».
Все эти аварии, по заключению сотрудников ГИБДД, произошли из-за неопытности водителей.