«Красный инженер». Чем знаменит конструктор вертолётов Николай Камов

Николай Гамов победил в голосовании на новое имя для томского аэропорта. © / Кадр youtube.com

Журналисты «АиФ Сибирь» решили подробнее рассказать о героях, чьими именами назвали аэропорты сибирских городов.

   
   

В Томске шорт-лист Великих имён возглавлял космонавт Николай Рукавишников. Но по итогам голосования его опередил конструктор вертолётов Николай Камов. Теперь томский аэропорт Богашёво будет носить его имя.

Если не летать…

Будущий конструктор советских вертолётов родился в Иркутске в 1902 году. Иркутское коммерческое училище он закончил с отличием и был намерен получить высшее образование. Поскольку в Иркутске подходящих вузов не было, юноша отправился в Томск и поступил в технологический институт (ныне политехнический университет).

Автор книги «Неизвестный Камов: гений вертикального взлёта» Лидия Кузьмина раскрывает подробности жизни великого конструктора. Авиацией Коля Камов «заболел» после того, как однажды, ещё студентом, увидел в небе аэроплан. Однако в пилоты молодого человека не взяли. С рождения у него был физический недостаток – одна рука короче другой.

«Если не суждено летать самому, то буду конструировать летательные аппараты», – решил Николай. Авиация как наука ещё только зарождалась, и её не преподавали в вузах. Окончив институт, Камов поехал в Москву и устроился простым слесарем на концессионный завод Юнкерса. Руководящие должности на заводе занимали немцы. К русским рабочим они относились пренебрежительно. Камов однажды резко ответил мастеру-немцу на его языке, когда тот разразился издевательской тирадой в адрес одного из рабочих. В тот же день Николаю вручили уведомление об увольнении.

Камов перешел на работу в центральные аэропланные мастерские «Добролёта» (предшественника Аэрофлота), теперь на должность инженера. Уже в те годы он интуитивно стремился к решению важной задачи, которая оставалась и до сих пор остаётся в авиации актуальной – сокращению разбега и пробега летательного аппарата.

Что такое «автожир»?

Первый советский автожир (в переводе с греческого «самовращающийся») «Красный инженер» Николай Камов разрабатывает, работая уже в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Вместо неблагозвучного иностранного названия Камов предлагает своё – «вертолёт».    
   

С началом войны конструкторское бюро, которое возглавляет Николай Камов, эвакуируют в Свердловскую область. Свирепствует голод. Чтобы не умереть, инженеры выменивают на продукты водку, которую им выдают по талонам. Но, дабы совершить обмен, надо было доехать до рынка. А из транспорта – только лошадь.

Управлять лошадью москвичи не умели. На ухабе санки перевернулись. Седоки и драгоценный груз оказались в сугробе. Отряхнулись, сели снова – хорошо, что бутылки не перебили, – и поехали дальше. Дорога шла в гору. Пришлось встать с саней, чтобы лошади было легче. Та побежала резвее и оставила своих спутников далеко позади. К счастью, навстречу шёл старик, который остановил лошадь.

После Великой Отечественной против Советского Союза началась холодная война. В ноябре 1960 года в трёхстах километрах от северного побережья СССР встала на боевое дежурство атомная подводная лодка США «Джордж Вашингтон». На её борту находилось 16 ракет «Поларис» с радиусом действия 1200 миль, оснащённых водородными боеголовками. Требовалось всего несколько минут, чтобы они достигли цели на территории нашей страны.

Для обеспечения безопасности СССР необходимо было создать новый эффективный вид оружия. Первый противолодочный вертолёт построили в конструкторском бюро Камова. При непосредственном участии Николая Ильича спроектировали и корабли, несущие на своих палубах вертолёты.

Знаменитые на весь мир Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор» конструировали уже после смерти Николая Ильича, но с использованием его идей и конструкций.

Автор: Екатерина Варгасова

Смотрите также: