Загадки цивилизации: в археологии вопросов пока больше, чем ответов

Елена Иванова / АиФ

Археология по крупицам собирает прошлое цивилизации. Новый подвид человека – «денисовец», овеянная мифами принцесса Укока и другие открытия помогают разгадать извечную загадку человечества: кто мы и откуда пришли, считает академик Вячеслав Молодин, замдиректора Института археологии и этнографии СО РАН.

   
   

Предки были красивыми?

Артем Вебер, АиФ-Новосибирск: — Наверное, все интересные находки сделаны далеко, где-нибудь в Индии?

Вячеслав Молодин: — Западная Сибирь — очень интересная территория. Последние 5 лет археологические работы ведутся в основном в районном центре Венгерово, в центральной части Барабинской лесостепи НСО. Она во все времена привлекала к себе человека, поскольку этот благодатный край сейчас, как и прежде, богат рыбой, здесь хороший травостой, что важно для содержания животных. Поэтому в этих местах всегда жили люди. Через этот лесостепной «коридор» проходили в разные исторические периоды миграции племена во всех направлениях.

Археолог Вячеслав Молодин Фото: АиФ / Елена Иванова

Здесь находится более 600 погребальных комплексов различных эпох от ранней бронзы до позднего Средневековья. Мы нашли интересное погребение периода ранней бронзы, в котором лежал ребёнок, а рядом с ним сосуд с красивым орнаментом. Учёные установили, что это были европеоиды и очень красивые люди! Я думаю, они были похожи на современных цыган и говорили на иранской группе языков. Люди этой культуры населяли территорию от Центрального Казахстана до Енисея, доходили на юг до самой Индии. Под черепом ребёнка лежала отшлифованная со всех сторон каменная пластина с насечками по периметру. Назначение этой пластины, аналогов которой археологи ещё не встречали, непонятно. Возможно, она служила людям календарём. В тайнике погребения находилась ещё одна загадочная вещь из рога лося, которая могла быть оружием неолитического человека.
Работать приходится осторожно, чтобы не повредить артефакты. Фото: пресс-служба Президиума СО РАН

Также в погребении археологи нашли навершие костяного кинжала, увенчанное птичкой. Поразительно: такой же кинжал обнаружен в Прибалтике и датирован также эпохой неолита.

— Но как он мог оказаться в местах, которые находятся так далеко друг от друга? В древности ведь не было самолётов!

— Тем не менее это факт! Возможно, он говорит о связях, которые существовали в то время у населения Сибири и Европы.

   
   

В прошлом году мы наткнулись на неолитические могильники, сделанные 8 тысяч лет назад, когда люди ещё не знали металла. Центральная могила была окружена рвом. В первом захоронении было 9, а во втором – 19 человек, которые лежали там, как слоёный пирог! В центре могилы была похоронена полусидя женщина с большой каменной пластиной в руках. Кто эта женщина? Почему она была похоронена в такой позе? Пока больше вопросов, чем ответов.

Ответы могут быть в будущем

— Возможно, и прямо под Новосибирском жили люди?

— Любому строительству должен предшествовать археологический мониторинг — разведка пластов земли на тот случай, если в них вдруг имеются археологические памятники. Например, строители нового жилмассива на реке Иня в черте мегаполиса наткнулись на древнюю стоянку людей, нас привлекли к раскопкам. Там мы обнаружили следы так называемой ирменской культуры. Были обнаружены различные сосуды, причём небитые, что для поселения нехарактерно. Целые сосуды обычно находятся в могильниках. Почему в этом случае посуда сохранилась — загадка. Порой артефакты приходится спасать буквально из-под гусениц тракторов! Чтобы этого не происходило, нужно создавать своего рода скорую археологическую помощь. В развитых странах мира — в Японии, Германии, США, существуют такие службы, которые оперативно работают на объектах строительства. В России пока нет такой организации.

Археологи верят, что впереди - сюрпризы и новые загадки. Фото: АиФ / Елена Иванова

Досье
Вячеслав Иванович Молодин. Заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН. Внёс значительный вклад в развитие археологических исследований Сибири. Доктор исторических наук, профессор, академик. Член-корреспондент Германского археологического института (Берлин). Преподаёт в НГУ. Член редколлегий нескольких отечественных и зарубежных журналов. Награждён орденом Почёта (2007), орденом Дружбы (1999). Лауреат Международной премии им. А. П. Карпинского (2000). Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий (2004). С 2008 по 2010 год являлся членом Совета при президенте РФ по науке и образованию
— Нужно сохранить, чтобы ответы на нынешние находки нашли наши потомки в будущем?

— Был такой палеозоолог Кащенко в XIX веке, который в саду Томского университета нашёл палеолитическую стоянку мамонта и сохранил все кости. А уже в 80-е годы прошлого века к этому материалу вновь обратились учёные. Они обнаружили в этой находке запаянную пробирку с углём, на которой была этикетка, написанная рукой Кащенко. Он не знал, что в будущем будут проводиться исследования при помощи радиоуглеродного анализа (по которому можно определить возраст и происхождение останков. — Ред.), но всё сохранил для будущего поколения учёных! И они смогли определить, что возраст находки 22 тысячи лет! Поэтому мы забираем всё, даже если неизвестно, что это. Кто знает, может, завтра появится какой-нибудь новый метод, который позволит узнать такие подробности, о которых мы даже мечтать не можем!

— Говорят, что история много раз переписывалась в угоду политике. Значит, верить ей особо не стоит. А археология подтверждает трактовку исторических событий?

— Историк изучает архивы, письменные источники, и по ним ведёт хронику событий. Но когда письменных источников нет, на помощь приходит археология. Поэтому такая наука для понимания нашего прошлого очень важна. К примеру, в Сибири письменные источники появились очень поздно, с приходом первых русских переселенцев. До них первые люди жили в этих местах: около 800 тысяч лет назад на территории Алтая. Получается, до прихода русских история Сибири была бесписьменной, и узнать о её прошлом можно только с помощью археологии. Поэтому все цивилизованные страны тратят на проведение экспедиций деньги, чтобы получить материалы, по которым можно читать прошлое.

Наш институт в этом году планирует более 30 археологических и этнографических экспедиций. Отряды будут работать от Обской губы у Северного Полярного круга до степей Монголии, от Черногории и Дагестана до Дальнего востока и Вьетнама. Верю, что впереди нас ждут сюрпризы и новые загадки!

Смотрите также

Резные наличники «деревянного» Новосибирска. Фотопутешествие