Дом с часами. Как не быть иванами непомнящими?

Дом с часами © / Елена Иванова / Елена ИВАНОВА

 

   
   
Олег Викторович в подвале дома с часами Фото: Елена Иванова/ Елена Иванова

 

«Если бы Новосибирск не изменил стилю конструктивизма да еще хранил памятники, возведенные великими советскими зодчими,  был бы сейчас краше Цюриха, считает  Олег Викторович, председатель фонда по сохранению памятника архитектуры «Дом с часами».

Космическая коммуна

Новосибирску, несмотря на его молодость и архитектурную хаотичность, есть чем гордиться. Например, здание на Красном проспекте, 11 – памятник архитектуры регионального значения. Олег с другими жильцами занимается спасением этого дома больше десяти лет. Это строение необычное. Всего один подъезд, несмотря на то, что оно огромное. Дом распростёр два своих мощных крыла по Красному проспекту и Коммунистической. Шесть этажей, в башне – восемь. Один лифт.

Квартиры расположены на галереях. Окна квартир выходят как на улицу, так и на галереи.

– Олег Борисович, чем руководствовались зодчие, создавая столь странное здание?

– В 30-е годы люди жили идеями коммунизма – поэтому задумали дом-коммуну. А в коммуне всё должно быть на виду – что готовится на коммунальных кухнях, что творится в соседних коммуналках. Сейчас люди живут, как правило, в отдельных квартирах, поэтому у каждой семьи свои тайны.

   
   

И ещё зодчие мечтали о космосе – поэтому галереи похожи на палубы космического корабля.

– Интересная концепция. Значит, дом знаменит, во-первых, часами, во-вторых, галереями. Их же в городе больше нет?

– Ни в городе, ни за Уралом. Но не только часы и галереи важны. Этот дом – творение великих советских зодчих – Гордеева, Тургенева, Никитина. Борис Александрович Гордеев – выпускник инженерно-строительного факультета МВТУ, был сослан в Новосибирск, к счастью для города. Проектировал сотоварищи квартал жилых домов на Привокзальной площади, жилой и спортивный комплексы «Динамо», железнодорожный вокзал, оперный театр и много других прекрасных зданий. Его сокурсник Сергей Петрович Тургенев, кстати, родственник писателя, также был сюда сослан, много и продуктивно работал с Гордеевым.

Николай Васильевич Никитин, в отличие от этих двух москвичей, – сибиряк, из Тобольска. Но в 1937-м переехал в Москву. Участвовал в проектировании здания МГУ, на его счету монумент «Родина-мать» в Волгограде и совершенно уникальная останкинская телебашня – этот перевёрнутый цветок, стоящий на лепестках…

Изначально дом был не серым, а жёлто-апельсиновым. К тому же это был комплекс. Рядом стояла двухэтажная извозчичья гостиница, во дворе – квадратный, тоже конструктивистский фонтан, дети купались в его чаше как в бассейне. Здесь же – погреба жильцов. Поблизости – ракушка летней эстрады, где показывали представления.

– Наверное, у здания было предназначение? Для кого оно строилось?

– Для солидной организации Крайснабсбыт. На первом этаже был магазин, на втором – сама организация. Выше – квартиры коллектива.

Война с маргиналами

– Сейчас дом серый снаружи и весьма обветшалый внутри. Ни фонтана, ни эстрады. Жаль. Неужели всю эту красоту нельзя восстановить?

– Дом надо спасать. Это памятник архитектуры, его беречь надо, а происходит обратное.

Дому задолжали с советских времён – больше разрушали, чем сохраняли. Ремонт был в 1969 году. Потом, в 2008-м, пробежали таджики с мочалами – побелили. Проехали вдоль фасада на каретках – побелили. Какая-то подрядная организация переостеклила галереи, сделала это неправильно, грубо. Отремонтировали крышу так, что она протекла после первого же дождя. Причём протекает до третьего этажа. Как осадки – так лужи, тазики-вёдра по всем галереям.

Кроме того, политика точечной застройки нанесла колоссальный вред. Рядом, на месте двухэтажного дома, появилась пятиэтажка с дорогой клиникой, тут же во дворе воткнули девятиэтажку, вплотную пристроили 13-этажный бизнес-центр «Мост». В последнем на 10 тыс. м площадей – 19 парковочных мест. Понимаете, сколько стало здесь сновать машин? Однажды на моё замечание водитель, пытавшийся протиснуть свой «Крузер» во двор, начал стрелять в меня из травмата. И это, несмотря на то, что у меня на руках была годовалая дочь.

Тихий центр стал опасным. В нашем доме постоянно собирались маргиналы всех мастей, алкаши и наркоманы. Бросали окурки, бутылки, шприцы и натурально гадили.

– Меня несколько успокаивает, что вы говорите об этом в прошедшем времени.

– Какой-то порядок мы навели. Для этого и создавали ТСЖ. Три года пробивали эту идею. УК с саркастическим названием «Уют» плохо чинила прорехи. Зато хорошо чинила препятствия, чтобы собственники не могли юридически оформить товарищество.

Но всё же нам удалось это сделать. Мы установили дверь на подъезд с кодовым замком, камеры слежения, ворота во двор. Это вынужденная мера самообороны. Хотя вообще не хотелось бы воевать, даже ради победы. Хотелось бы находить общий язык, сообща делать то, что должны. Сейчас же получается так – в доме с часами около 1000 кв. метров принадлежит мэрии, она сдаёт площади внаём, зарабатывает на этом. Здесь же есть владения бизнесмена и депутата Манцурова-младшего и других собственников. Но организации в заботах о доме не участвуют – только жильцы.

– Олег Борисович, вы давно и упорно поднимаете тему защиты архитектурных памятников. Ходите по инстанциям, досаждаете чиновникам. А что власти говорят?

– Этот дом и некоторые другие памятники архитектуры – уникальные объекты. Их нужно беречь, иначе мы станем Иванами непомнящими. Историческими объектами должны заниматься лицензированные организации. Реконструкция, ремонт должны проводиться по единому утверждённому проекту, профессионально и бережно.

Но ходишь из кабинета в кабинет чиновников, как по ленте Мёбиуса, и мало где находишь интерес. Такое ощущение, что у власти нет желания делать свою работу. Если оно будет, то деньги найдутся. Опять же организации, что окружают такие здания, могли бы и в восстановлении участвовать. С миру по нитке, и памятник не рухнет.

В подвале Фото: Елена Иванова/ Елена Иванова

 

Таинственный подвал дома с часами – отдельная история.  Там есть стена с выбоинами, в которых застряли металлические шарики. Как показала экспертиза, это шрапнель. Подвал дома, видимо, слился с другими подземельями купеческих домов, о чём говорит разница стилей – сводчатые потолки не свойственны конструктивизму. Есть замурованная дверь, по слухам, ведущая к реке. 

Досье АиФ

Олег Викторович  родился  21 марта 1970 года в Новосибирске. Окончил Новосибирское театральное училище. Создатель, продюсер, перформер творческой мастерской «Богема».

Работал на ГТРК «Регион-Тюмень», «Радио Юнитон», в театрах Афанасьева, «Заводной апельсин», в Большом тюменском драматическом.

Смотрите также: