Гонка за успехом изматывает: психолог о том, как побороть синдром менеджера

Некоторые люди не умеют отделять работу от отдыха. © / pixabay.com

«В гонке за успехом в карьере человек сильно устаёт, изматывает свой организм, исчерпывая все свои ресурсы. Между тем отдыхать многие офисные сотрудники не умеют», - считает психолог Ольга Магденко.

   
   

Как в малине

Оксана Смирнова, корреспондент «АиФ – Новосибирск»: Ольга, лет 20 назад работа в офисе была мечтой многих. О том, как хорошо быть менеджером, даже песни писали. Сегодня нередко люди стремятся работать удалённо, реже появляться в офисе. Неужели эпоха менеджеров проходит?

Ольга Магденко: Более 20 лет назад мы жили в индустриальном обществе, и образ жизни тогда был более размеренный и спокойный. За последние несколько лет темп жизни современного человека сильно изменился. Работодатели предъявляют высокие требования к сотрудникам, которые должны быть более целеустремлёнными, ответственными и эффективными. Многие работники боятся потерять работу, держатся за своё место, поэтому ставят интересы работодателя на первый план и трудятся не 8, а 12 часов в день и при этом практически не отдыхают.

Между тем в этой гонке за успехом человек сильно устаёт, изматывает организм, исчерпывая свои ресурсы. Ко мне за психологической помощью всё чаще обращаются люди, у которых такие симптомы: головные боли, бессонница, боли в мышцах, повышенная тревожность, снижение работоспособности и концентрации внимания, нарушение сердечного ритма, депрессия, хроническая усталость, равнодушие к жизни. Всё это носит определение «эмоциональное выгорание», а в повседневной жизни называется «синдром менеджера». Появилось это понятие в Америке ещё в 1984 году с началом моды на современного делового офисного человека.Однако сегодня современные люди стремятся найти компромисс, работают удаленно и реже появляются в офисе.

- Отдельный кабинет для сотрудников в офисах сегодня – большая редкость. В основном в одном помещении работают несколько человек. Насколько это сложно в психологическом плане?

– Очень сложно работать нескольким сотрудникам бок о бок длительное время. Ведь в психологическом плане мы все разные, поэтому могут возникнуть непонимание, конфликтные и стрессовые ситуации, перегруженность работой, усталость, в том числе из-за некомфортного рабочего места. Появляется неудовлетворённость родом своей деятельности или даже нежелание работать в конкретном коллективе.

– Бывает, что в женском коллективе работает только один мужчина. Сначала все шутят, что он «как в малине», а потом такой сотрудник просто «сбегает». Как не допустить этого?

   
   

– В современном обществе появилась новая социальная когорта «деловых женщин». И мужчине в таком женском коллективе работать бывает достаточно сложно. Минусов в женской команде хватает: это в первую очередь сплетни, которые разносятся с необыкновенной скоростью. Также женщины, общаясь между собой, всегда найдут чему позавидовать (новым туфлям, красивой причёске, устроенной личной жизни, зарплате и т. д.) А зависть в любой момент может перерасти в ревность или обиду. Всё это создаёт напряжённость в коллективе. Как быть сотруднику мужчине в этом случае? Лучше соблюдать официальные и деловые отношения и не переходить на личные. Нарушение психологических границ – это самая уязвимая ситуация для мужчины-сотрудника в женском коллективе. Постарайтесь этого не допускать.

- Сегодня сотрудники нередко жалуются на депрессию. Как она влияет на работоспособность?

- Любой человек в жизни сталкивался с депрессией. Депрессия – это психическое расстройство, при котором снижен фон настроения, утрачивается способность получать удовольствие и уменьшается двигательная активность. Депрессия влияет не только на наше настроение, но и на работу мозга. Поскольку в коре головного мозга во время депрессии у человека происходит ряд нейробиологических процессов, которые и вызывают следующие симптомы: пессимизм, апатия, вялость, расстройства сна и аппетита, нарушение концентрации внимания, появление двигательной заторможенности, неадекватное чувство вины, самоуничижение, суицидальные мысли и др. Сотруднику, испытывающему такие симптомы, становится трудно сосредоточиться или что-то вспомнить. Всё это влияет на снижение его работоспособности. В этом случае, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, чтобы восстановить своё здоровье.

Всегда на связи

– Технологии в разных сферах, в том числе и в тех, где заняты офисные сотрудники, стремительно развиваются. Между тем пенсионный возраст возможно, повысится. Смогут ли люди старшего поколения быстро и легко их освоить?

– Конечно, таким сотрудникам требуется больше времени, чтобы освоить что-то новое. С возрастом в коре головного мозга у человека практически перестают появляться новые синапсы, т. е. места контакта между нейронами, которые отвечают за нервные импульсы. Поэтому люди становятся более консервативны и менее открыты ко всем новым технологиям.

– Некоторые офисные сотрудники не разделяют работу и домашнюю жизнь – дома выполняют то, что не успели в офисе, или просто проверяют рабочую почту. А на работе – дистанционно управляют делами дома. Не перетрудятся?

– Сотрудники, которые приносят работу домой, а в офисе решают свои домашние дела – отказываются от отдыха. В конечном счёте у них накапливается стресс, напряжение, тревога, депрессия, и это всё влияет на физическое и психическое здоровье. К примеру, в Японии за год примерно 21 тысяча сотрудников добровольно уходит из жизни. Часть случаев – это «кароси», т. е. смерть от переработки на рабочем месте. Другая причина смертей – инфаркты и инсульты на фоне хронического стресса и усталости. Сотрудники там крайне редко оформляют отпуска или больничные, постоянно работают, в том числе в выходные дни.

– Чтобы отдохнуть, многие офисные работники делают своего рода зарядку – гуляют по социальным сетям, читают новостные ленты. Это хороший способ?

– Нет, конечно. Когда сотрудник работает в режиме непрекращающегося потока информации, сильно загружает свой мозг, появляется утомляемость, организм испытывает стресс. Если человек решает сделать своего рода перерыв на отдых и просто листает страницы социальных сетей, его мозг в это время также продолжает работать, глаза устают, появляется усталость и напряжение. Мозг вместо отдыха занят бессмысленной и бесцельной активностью. Для отдыха можно использовать смену деятельности, сон, прогулку, общение.

– Когда трудиться в своём офисе стало совсем не в радость, многие предпочитают найти новое место. А что бы вы посоветовали?

– Если человек не устранит причину, из-за которой работа стала для него невыносима, то на новом месте его ждёт то же самое. Лучше взять отпуск, отправиться в путешествие, желательно к тёплому морю. Если такой возможности нет – постарайтесь изменить своё рабочее место: передвиньте стол, выбросьте ненужные бумаги, посадите цветы, украсьте стену приятной репродукцией и т. д. Хороший способ и пойти на повышение квалификации. Можно выбрать то направление, которое откроет новые горизонты для профессионального роста и личностного развития. Обратите внимание на то, как проводите свободное время: отличный способ отдохнуть – заняться спортом, записаться на какие-нибудь курсы, где будете изучать что-то новое и познакомитесь с новыми людьми. Ну и, наконец, можно поговорить с начальником, скажите ему о своей хронической усталости, однообразии в работе и желании что-то изменить. Скорее всего он пойдёт вам навстречу. Если симптомы хронической усталости и эмоционального выгорания всё-таки не проходят – человеку необходима профессиональная психологическая помощь.

Справка АиФ
Магденко Ольга Владиславовна. Родилась 22 августа 1972 г. в Новосибирске. В 2001 г. окончила Томский государственный университет по специальности «психология». Кандидат психологических наук, практикующий семейный и перинатальный психолог, преподаватель кафедры клинической психологии и куратор групп повышения квалификации по перинатальной психологии и Балинтовским группам Института медицины и психологии Новосибирского государственного университета, член Междунарной Балинтовской Федерации, Заслуженный деятель просвещения.

 

Смотрите также: