Люди, прославившие регион

Евгений Мешалкин не был коренным новосибирцем © / pixabay.com

28 сентября 1937 года постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край был разделён на Новосибирскую область и Алтайский край. В связи с этим мы начинаем цикл публикаций о наших великих земляках – о людях, называвших Новосибирск и область своей Родиной и прославивших её.

   
   

Врачеватель сердец

Один из великих докторов современности академик РАМН Евгений Мешалкин не был коренным новосибирцем. Он переехал в Академгородок в 1957 году по приглашению академика Михаила Лаврентьева, чтобы фактически с нуля развивать кардиохирургию в восточной части СССР.

Евгений Николаевич не сразу стал врачом: по первой специальности – чертёжник, конструктор, он работал в 30-е годы в Москве. По его словам, он случайно оказался на медицинской лекции и понял, что обрёл профессию.

К началу Великой Отечественной войны Евгений Мешалкин окончил Второй Московский медицинский институт. На фронт пришёл хирургом-ординатором. Первая операция по извлечению осколка из груди солдата прошла под Курском в 43-м году. С Курской дуги попал на Украину, оттуда – в Польшу и Чехословакию. «Война будто сжала время, – вспоминал Евгений Михайлович, –опыт, хирургический и жизненный, в мирное время нарабатывал бы годами».

Врач-фронтовик, награждённый медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», за пять лет выполнил 10 тысяч операций! После войны его карьера развивалась стремительно: в 1950 году Мешалкин защитил кандидатскую диссертацию, через три года – докторскую, ещё через год стал профессором. Он был очень востребован в Москве, но принял предложение возглавить Институт в составе Сибирского отделения Академии Наук СССР и уехал в далёкую Сибирь.

Кардиология – с нуля

В Новосибирск Евгений Мешалкин приехал в составе большой группы учёных и врачей. Эта команда таким образом поставила работу в клинике, что вскоре та вошла в число ведущих кардиохирургических лечебниц страны. Здесь оперировали все пороки сердца и крупных сосудов.

Пациенты боготворили Евгения Николаевича, готовы были месяцами ждать очереди, чтобы оперировал именно «Сам». А он был не только замечательным хирургом, но и прекрасным учителем. По просьбе Мешалкина над одной из операционных спроектировали стеклянный купол – через него молодые врачи могли наблюдать за действиями хирургической бригады.

   
   

Евгений Николаевич стал основоположником сразу трёх медицинских дисциплин: кардиохирургии пороков сердца, анестезиологии и лучевой      диагностики. Впервые в отечественной практике он выполнил 32 вида операций, на которые никто раньше не решался. Именно Евгений Мешалкин впервые внедрил метод гипотермии (охлаждения пациента), получивший впоследствии мировое признание. Позже за разработку новых операций он стал лауреатом Ленинской премии. А сам доктор писал в мемуарах: «нет сравнения с тяжестью ощущений человека, рискующего ежедневно чужой жизнью...»

Он учил своих последователей уделять особое внимание диагностике, делал упор на «опыт и разностороннее образование специалиста». Благодаря  Мешалкину Новосибирск обрёл лучших врачей страны. Блестящие практики, они занимались и научными разработками, создавали новые технологии и методы лечения. Новосибирский институт, носящий сейчас имя Мешалкина, стал одним из мировых центров кардиохирургии.

Евгений Мешалкин был и Героем Социалистического Труда, и кавалером Орденов Ленина и Красной Звезды, и Заслуженным деятелем науки РСФСР, и депутатом Государственной думы РФ, и Почётным гражданином Новосибирска. И в то же время – удивительно простым, даже скромным человеком. Все, кому довелось работать с великим хирургом, вспоминают его необычайную харизматичность, уникальную энергетику, обаяние. И при этом – простоту в отношениях с пациентами, тысячам которых подарил вторую жизнь.

Он прожил в Новосибирске, на своей второй Родине, сорок лет – до самой смерти в 1997 году. В 2003-м благодарные земляки на территории созданной им клиники поставили великому хирургу памятник. У его подножия всегда лежат свежие цветы.

Иван Волынцев

Смотрите также: