Зайдя в столовую, я по привычке оглядываюсь, чтобы найти меню, ведь это центр мегаполиса и цены в некоторых заведениях зашкаливают. Платить лишнее совсем не хочется.
«Пипл схавает»?
Однако меню с информацией, из чего приготовлены блюда, и цены нигде не видно. На мою настойчивую просьбу предоставить меню девушки в белых фартуках, что стоят на раздаче, только разводят руками. «Оно поменялось, поэтому мы его убрали, – объяснили они, – возможно, появится завтра».
Но я знаю, что это явное нарушение и работать без этого документа общепиту нельзя. Об этом я сообщаю сотрудницам и прошу позвать кого-нибудь из руководства смены. Но и это они не могут. По их словам, никого, кроме кассира, поваров и работниц раздачи, здесь нет. Тем временем народ в очереди забеспокоился и, повернувшись ко мне, стал возмущаться: «Прекратите разборки, дайте нам поесть, а то они сейчас закроются!»
Получается, что население согласно «хавать», что дают, и по любой цене, лишь бы быстро? Понятно, что без озвученных цен у работников общепита больше шансов обсчитать клиентов. Я как-то не готова к выбору вслепую и к тому, чтобы меня тут обманывали… Уйти? Ну вот уж нет! Тем временем доходит моя очередь, и я тычу пальцем в три мясных блюда, которые, кстати, выглядят совершенно по-разному (одно скрыто под соусом, второе – под шубой из ананасов, третье – завёрнуто в блин), и говорю: «Ну, тогда расскажите, что это и сколько стоит?»
Оказалось, что эти три блюда приготовлены из самого дешёвого вида мяса на новосибирском рынке – куриного. И, странное дело, цену на каждое из них кассир находит не сразу, а после долгого замешательства… Когда она считала другим посетителям, то быстро щёлкала пальцем по клавиатуре и объявляла общую стоимость…
А где контроль?
Пообедав, пытаюсь выяснить у руководства: почему здесь нарушают законодательство? Звоню директору сети столовых и буфетов, рассказываю о ситуации в его заведении и задаю вопросы: «Почему нет ни меню, ни цен, ни руководства?» Угадайте с двух раз: что ответил директор? Правильно: на том конце «провода» мужчина заявил, что меню составляется ежедневно и на месте должен быть и бригадир, и старший смены. Он пообещал разобраться в ситуации…
На этом удивительные события в этом заведении не закончились. Сразу после разговора с хозяином столовой ко мне подошла девушка, которая сидела за соседним столиком. Она сурово спросила: «Зачем скандалите и доводите бедного кассира?» Мой ответ даже не стала слушать, видно, он ей не нужен. «Я вижу, с кем имею дело!» – вынесла она вердикт. Получается, что бороться за свои права в нашем обществе неприлично? А общепит между тем внаглую пользуется тем, что «пипл всё схавает» и даже не поморщится! (Кстати, позже прослушала
аудиозапись разговора с кассиром – никакого хамства, я очень даже вежливо общалась, применяя такие слова, как пожалуйста, и не повышая голоса.)
В итоге курица по-царски и картофель обошлись мне в 245 рублей. Но в моём чеке ещё появился какой-то «бут с колбасой» стоимостью 45 рублей, который я не брала вообще! Правда, этот таинственный бут в чеке я обнаружила гораздо позже, уже выйдя из заведения. Поэтому ничего доказать уже невозможно. Совет: внимательно изучайте чеки, причём не отходя от кассы, чтобы вас в общепите не обсчитали, как меня.
Но если здесь нарушают законодательство в самом элементарном, то где гарантия, что блюда приготовлены из свежих продуктов и здоровыми поварами, у которых есть санитарные книжки? Ведь, как утверждают сотрудницы, контроля за ними нет…
Между тем в этом году в больницу с отравлением попало пятеро жителей Новосибирска, которые отведали суши в общепите. Работа предприятия была временно приостановлена, сообщило региональное управление Роспотребнадзора. В марте прошлого года девятерым новосибирцам тоже пришлось лечиться в городской инфекционной больнице № 1. Они отравились блюдами из популярной службы доставки. Как сообщили в минздраве НСО, впоследствии им поставили диагноз «сальмонеллёз». Все пострадавшие связали возникшее заболевание с употреблением пищи. Думаю, что это только вершина айсберга. А сколько пострадавших от общепита на самом деле, которые не обращались в медицинские учреждения, просто отлежались дома, пролечившись лекарственными препаратами? Этого никто не знает.
Кстати, редакция сделала официальный запрос в Роспотребнадзор по НСО, попросив провести проверку столовой. Будем следить за ситуацией.
Потребитель имеет право знать
Начальник отдела защиты прав потребителей мэрии города Новосибирска Елена Михайлова:По законодательству до потребителя администрация общепита обязана в наглядной форме довести информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора. В меню, прейскуранте либо в другой форме должна быть информация, которая содержит перечень услуг, цены в рублях, сведения о весе, объёме порции, из какого продукта изготовлено блюдо. Потребитель имеет полное право ознакомиться с этой информацией как в зале, где находится кафе, столовая или ресторан, так и вне зала обслуживания.
В школах кормить стали лучше
Руководитель Росприроднадзора по НСО Александр Щербатов: В 2018 году в дошкольных организациях провели более 100 проверок. Удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, по сравнению с тем же периодом 2017 года снизился с 2,2 % до 1,9%. По микробиологическим показателям – соответствут гигиеническим требованиям. Везде выполняются нормы по овощам, свежим фруктам. Более чем наполовину сократилось число фактов невыполнения норм по рыбе, творогу. От родителей в 2018 году поступило 3 жалобы на неудовлетворительную организацию питания в дошкольных образовательных организациях. В 2017 году было 6 обращений.
Почему порции скромные?
Драматург Елена Богданова: С одной стороны, вполне можно утверждать, что общепит Новосибирска довольно разнообразен и интересен. Периодически появляются любопытные концептуальные заведения. Моей любовью одно время было кафе «Суп», что напротив кинотеатра Маяковского. В меню этого заведения было несколько десятков вкусных супов. Очень жаль, что просуществовало оно недолго…
А с другой стороны, к большинству новосибирских кафе и ресторанов среднего класса у меня есть серьёзная претензия – уж очень у них скромные по объёму порции. В частности, заведения узбекской кухни просто обязаны отличаться обильными кушаньями, рассчитанными на здоровый мужской аппетит, – это закон жанра. И если в московских ресторациях так оно и есть, то в наших «восточных» кафе тарелочка с пловом кажется предназначенной для субтильной барышни или ребёнка. Нет, не подумайте, сама я отнюдь не прожорлива и после обеда в ресторане редко оставляю чистую посуду, но есть факты, с которыми не поспоришь, – в демократичных «едальнях» Варны и Сухума, турецкого Кемера и греческого Родоса порции заметно и больше, и к тому же дешевле, чем в новосибирских. Это, знаете ли, как-то странновато выглядит, мягко говоря. Да и логика непонятна: ведь климат у нас в Сибири суровый и «топливо» человеку требуется изрядное.
А наши граждане давно уже путешествуют и сравнивают сервис в принципе и общепит в частности. От этого сравнения нередко у многих портится настроение, и ходить в сибирские кафешки совсем не хочется. Ведь не всё измеряется деньгами, а ещё – и уважительным отношением к своим клиентам. И где оно какое – сразу можно понять.
За отравление – тюрьма
Между тем руководителей общепита можно привлечь за нарушение законодательства. Следователи могут возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По закону за такое правонарушение грозит или штраф до 300 тысяч рублей, или лишение свободы сроком до двух лет.
Смотрите также:
- Дайте жалобную книгу! Как отстоять свои потребительские права? →
- «Я это не ем!» Как живется вегетарианцам в Новосибирске? →
- Жалуйтесь чаще! Будем молчать — ничего не изменится →