Пандус в никуда?
Между тем российской программе «Доступная среда» уже 5 лет. Её разрабатывали для того, чтобы люди на колясках могли самостоятельно приехать в больницы, магазины, театры и кафе.
Планировалось запустить специальный общественный транспорт, оборудовать социально значимые объекты пандусами. Но до сих пор не везде можно заехать по крутому пандусу на коляске без риска для жизни или подняться в узком лифте на свой этаж без посторонней помощи.
Ольга СТВОЛОВА, жительница Новосибирска, на себе ежедневно испытывает все эти сложности. У неё в 9 лет после болезни отказали ноги, но девушка не сдаётся. Несколько лет назад она создала проект
«+1 Плюс один» — в соцсетях рассказывает о доступности мест Новосибирска.
«За последние 5 лет прогресс в формировании открытой среды для инвалидов явно наметился, — рассказывает Ольга. — Однако не всегда места доступны для людей с инвалидностью. Например, в «Мегу» могут попасть колясочники, но для людей с плохим зрением она, можно сказать, закрыта, ведь там нет тактильных указателей, цветовых полос. Кроме того, специальные санузлы в некоторых торговых центрах не всегда открыты, и парковочные места для людей с инвалидностью нередко бывают заняты».
Перечислять список препятствий на пути человека с инвалидностью можно долго. Проще, наоборот, перечислить, что доступно. Хотя устранить некоторые не составляет труда. Например, поставить значки на зданиях, которые бы говорили об их доступности для людей с ограниченными возможностями. Сегодня это непонятно.
Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ, председатель новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов:
— Реализацией программы «Доступная среда» и созданием условий для жизни инвалидов занималось только Министерство социального развития. Но одному ведомству не просто выполнить требования конвенции о правах инвалидов. Сейчас активно к её реализации привлечено региональное министерство труда. Но, по моему мнению, созданием доступной среды в рамках своих полномочий должны заниматься все министерства. В них должен быть назначен ответственный по делам инвалидов. Конечно, в нашей области по развитию доступной среды для людей с ограниченными возможностями есть прогресс, но в целом от России мы пока отстаём. Невозможно только за счёт областного бюджета исполнить требования конвенции, необходимы средства и федерального бюджета. Но кроме того, к решению проблемы создания доступной среды нужно привлекать и бизнес. Предприниматели тоже должны соблюдать законодательство страны и делать свои предприятия открытыми для всех. Но пока они не особо стремятся к этому. В некоторых регионах проявили политическую волю и наказывают за то, что бизнесмены не создают условия для посещения инвалидами своих магазинов, кафе, не оказывают необходимые услуги. Надеюсь, этот вопрос будет рассматриваться на рабочей группе при правительстве области.
«Даже если в здании есть пандусы, которые сделаны по всем правилам, и оно считается доступным, из-за высоких бордюров на тротуарах человек в кресле добраться самостоятельно до него порой не сможет, — продолжает Ольга. — Кроме того, прежде чем куда-то доехать, нужно попасть в общественный транспорт. Но сделать это практически очень сложно. Дело в том, что когда водитель откидывает пандус, между ним и тротуаром остаётся существенный зазор, то есть городские остановки не сделаны как надо. Сегодня заезжать в автобус самостоятельно колясочникам небезопасно».
Не так давно местная власть озаботилась тем, чтобы сделать доступным для колясочников метро: закупили мобильные гусеничные лестничные подъёмники, которые позволяют транспортировать разные ручные инвалидные коляски. Но оказалось, что и здесь есть ограничения. Заказать такой подъёмник можно не менее чем за час и только с 10 до 16 часов, когда в метро мало пассажиров. Вот и приходится Ольге Стволовой просить отзывчивых людей, которые готовы поднять её по лестнице, помочь заехать и съехать с крутого пандуса. Хорошо, что такие люди есть!
Недоступная работа
Анатолий ЛОКОТЬ, мэр Новосибирска:
— Сегодня в Новосибирске проживают около 100 тысяч инвалидов, три тысячи из которых — дети. Для создания безбарьерной среды для маломобильных жителей города в Новосибирске реализуется несколько ведомственных целевых программ — «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска», «Социальная поддержка населения города Новосибирска», «Дети и город». Важна для нашего региона работа Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, где учатся люди с нарушениями слуха, заболеваниями центральной нервной системы и другими. Здесь созданы особые условия для людей с ограниченными возможностями, которые проявляют свои уникальные способности в самых разных отраслях. Среди них, например, есть хорошие программисты, те, кто замечательно рисуют, пишут стихи, играют в театре. Важно помогать инвалидам, чтобы они могли социализироваться, вести полноценную жизнь, учиться, работать.
Между тем недоступность городской среды для людей с ограниченными возможностями мешает им реализоваться. По словам
Ирины ЧЕРНЫШЕВОЙ, представителя ОНФ, председателя правления регионального отделения общественной организации «Союз пенсионеров России», главной задачей было выяснить транспортную доступность центров занятости и понять, может ли человек с ограниченными возможностями воспользоваться информацией, которую предоставляют в службах занятости, и самостоятельно передвигаться в самом помещении.
Для проверки общественники выбрали по одному отделению в Бердске и в Новосибирске. Трудности ждали уже на пороге. Подняться на крыльцо без пандусов и проехать в узкие двери без помощи посторонних оказалось невозможно. Внутри здания передвигаться самостоятельно тоже было трудно. Вся справочная информация висела высоко, и прочитать её человеку на коляске просто невозможно. Результаты проверки общественники отправили в Москву, где разрабатывают новые меры поддержки инвалидов в рамках программы «Доступная среда».
Как принять себя?
Елена ВОРОТНИКОВА, заведующая отделением социальной реабилитации Областного центра социокультурной реабилитации инвалидов:
— «Областной центр социокультурной реабилитации инвалидов» работает уже 18 лет.
Психологические проблемы, с которыми чаще всего обращаются к нам, — это сниженная самооценка, страх перед будущим, депрессия, одиночество. Для помощи инвалидам психологи проводят индивидуальные и групповые занятия и тренинги. Специалистами разработано более 10 различных психологических тренингов и психокоррекционных занятий, которые помогают раскрепоститься, принять себя.
В особой помощи нуждаются те, кто лишился зрения. Мы помогаем им преодолеть депрессию, страх, который мешает выходить из дома. Кроме того, в нашем центре они проходят обучение чтению и письму по Брайлю, могут научиться пользоваться тростью.
Когда в наш центр обращаются инвалиды, они проходят консультации психологов и врачей и после этого каждому назначается индивидуальный комплекс услуг. Для того чтобы попасть к нам, необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства, где примут решение о необходимости реабилитации.
Смотрите также: