Жители Тогучинского района больше не верят обещаниям

Фото: Global Look Press

   
   

Наша газета обещала следить за ситуацией. И вот история получила продолжение. Результатом общественных слушаний по этой теме стало требование жителей провести государственную экспертизу экологических последствий добычи угля открытым способом.

Выбросы и вибрация

Вот что рассказал корреспонденту «АиФ на Оби» житель села Березиково Валерий ПИЛИПЧАК:

— В ходе общественных слушаний мы не получили от обладателя лицензии на разработку месторождения — компании «Регион-Ойл» — ответов на многие вопросы относительно экологии. При этом проектировщики в разделе проектной документации под названием «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» честно признаются, что «стандарты отсутствуют…», «стандарты разработаны на основе приблизительных данных…», «стандарты редко применимы…»

Местные жители, руководствуясь не стандартами, а наглядным примером разработки таких разрезов в Кузбассе и Искитимском районе Новосибирской области, опасаются, что разработка Чертандинского разреза приведет к экологической катастрофе. Наибольшую тревогу вызывают четыре фактора: вредные выбросы в атмосферу при взрыве (высота подъема ядовитого облака, по проекту, будет достигать 170 м); сотрясения и вибрации при взрыве, которые представляют опасность как для жилых домов, так и для железной дороги, расположенной на высокой насыпи в нескольких сотнях метров от разреза; уход подземных вод из-за вскрытия подземных водоносных пластов (проектная глубина разреза — 120 метров, а водоносные пласты, из которых осуществляется водоснабжение, залегают на глубине 60–90 метров).

Вот выдержка из той же проектной документации Чертандинского угольного разреза: «Среди крупных рек Новосибирской области больше всего не повезло Ине. В результате большого количества угледобывающих предприятий, вырубки леса, формирования крупных отвалов горных пород Иня практически утратила свое природное состояние. Река непрерывно деградирует, ее русло постоянно засоряется, мелеет. Формируется слой донных отложений, преимущественно техногенного происхождения, с высоким содержанием тяжелых металлов». Между тем река Чертанда, именем которой и названо угольное месторождение, впадает в Иню. И ее, как опасаются жители, ждет такая же судьба.

   
   

Кому нужна суперсвязь?

Мероприятия по снижению выбросов, перечисленные разработчиками, выглядят так: перевозка грузов в кузовах, закрытых брезентом, использование спецщебня, транспорт, прошедший техосмотр, не пылящие дороги.

— Реально же, — говорит Валерий Пилипчак, — происходит заражение огородов, пастбищ, посевов, водоемов, воздуха. Животные гибнут. Люди заболевают.

Не убедили селян и обещания представителей «Регион-Ойла» создать целый ряд инфраструктурных объектов. Оказывается, в новой электрической подстанции, которую обещают построить владельцы разреза, необходимости нет. Суперсвязь тоже нужна только разрезу, так как Интернет в деревнях есть и так, сотовые телефоны работают исправно, в каждом доме по два-три пакета спутниковых телепрограмм. Планы дорожного строительства, о которых в «Регион-Ойле» говорят как о планах компании, на самом деле дублируют федеральную программу капремонта участка Тогучин —Степногнутово.

Добьются ли жители Березикова, Курундуса, Смирновки, Кучанихи, Придолинного, Гремяченского и других населенных пунктов Тогучинского района государственной экспертизы? В своем обращении к властям люди пишут, что в принципе они не против добычи угля, но предлагают специалистам рассмотреть альтернативный — шахтный — способ добычи угля как гораздо более щадящий для экологии.

Смотрите также: