ДОСЬЕ | |
---|---|
Мария Рашидовна ЮЛДАШЕВА — преподаватель кафедры физики СУНЦ НГУ. Училась в ФМШ. Закончила физический факультет НГУ. Со второго курса учебы в университете преподавала в летних школах. Затем стала преподавателем СУНЦ НГУ (ФМШ). Ученики Марии Юлдашевой — выпускники и студенты НГУ, МФТИ и других ведущих ВУЗов страны. В этом году трое её подопечных стали призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике. |
— Мария Рашидовна, в школе физика считается одним из самых сложных предметов. Доказательство тому — для сдачи ЕГЭ выпускники выбирают в основном историю и обществознание. Только в последнюю пару лет интерес к физике начал несколько возрастать. Это действительно очень сложный предмет, или причина в качестве преподавания?
— На мой взгляд, причина в политике, которую проводит Министерство образования. Количество часов, отведенных в
Программа не развивает логическое мышление
— Вы один из немногих педагогов, чьи выпускники стабильно показывают высокие результаты. Есть какой-то секрет, или просто дети талантливые?
— Во-первых, наша школа — физико-математическая, поэтому у нас больше часов физики. Во-вторых, наша
программа кардинально отличается от обычной школьной. И приходя к нам в физматшколу, ученикам приходится начинать изучение физики с самого начала — с механики, но на несколько другом уровне: наш курс по структуре ближе к университетскому. Мы принципиально не пользуемся школьными учебниками, так как они не подходят для изучения физики как точной науки. На мой взгляд, школьные учебники больше рассчитаны на изучение истории физики, и в них слишком много «воды», научиться решать задачи по таким учебникам и обычным задачникам, где лишь надо подставить числа в формулу — просто невозможно. А ведь именно умение решать задачи определяет знание физики. Возможно, имеет значение и то, что в ФМШ, где я работаю, большинство преподавателей — выпускники нашего университета и научные сотрудники. Что касается учеников, то в последнее время к нам приходят самые обычные ребята. Но если у них появляется интерес, то мы готовы их «озадачивать» и этот интерес подпитывать.
— Многие ваши коллеги предрекают нашему обществу интеллектуальную деградацию, приводя в пример исследования ВЦИОМ, которые показали, что более половины россиян считают, будто Солнце вращается вокруг Земли. А ведь это как раз из области физики?
— Нас тоже это огорчает. Мне кажется, что образованный человек должен хотя бы немного разбираться в устройстве не только общества, но и окружающего его пространства; и именно физика с ее логичностью задает человеку образ мышления, формирует основу восприятия мира. На мой взгляд, сейчас многие люди не умеют задавать вопросы. Ну, а если ты не умеешь правильно задать вопрос, то, соответственно, никогда не получишь на него адекватный ответ. Таким образом, главное умение, которому нужно научить — это задавать вопрос «почему», а затем не бояться искать на него ответ.
— ЕГЭ существует уже несколько лет. Тем не менее у этой формы проверки знаний остается много противников, которые называют единый госэкзамен «быдловизацией нации». Каково ваше мнение по этому поводу?
— Тесты вполне подходят как форма проверки базовых знаний. Но для высшей школы это — убийство. Невозможно с помощью тестов, даже самых совершенных, понять, насколько человек умеет творчески и неординарно мыслить. Между тем задача университета — готовить ученых, то есть людей, для которых нестандартно мыслить — это их будущая работа. «Натаскать» на сдачу ЕГЭ можно любого среднего школьника. Только вот, не лучше ли вместо того, чтобы натаскивать, учить и давать реальные знания?
Про физиков никто не пишет?
— Нам постоянно твердят, что государству нужны ученые: физики, химики, математики. Как возродить у ребят интерес к точным наукам, в том числе к физике?
— Физика интересна, особенно тем, что многие явления можно продемонстрировать, дать «пощупать». Но для этого нужно соответствующее оборудование, лаборатории. И как-то обидно, когда бюджетные деньги уходят на очередные стадионы, псевдоинновационные проекты с громкими названиями, музыкальные конкурсы, а не на оборудование школьных лабораторий, не на поддержку олимпиадного движения по математике, физике, химии. Почему-то найти спонсора на проведение какого-нибудь вокально-танцевального шоу легко, а на организацию сборов для олимпиадников по физике практически невозможно! Получается, что на словах государство активно поддерживает науку и образование, а в реальной жизни этой помощи не дождешься.
— Чуть больше года назад Министерство образования обнародовало проект модульного обучения, согласно которому основными предметами в школе становились физкультура и ОБЖ…
— Ну что ж, давайте, кроме этих двух дисциплин, сделаем главными танцы и пение. А все остальное — по выбору. И посмотрим, что получится… Вот только управлять необразованной серой массой, не задающей вопросов, гораздо проще — может, в этом и заключается цель всех реформ образования?..
Смотрите также:
- Астрономическая безграмотность. Нужно ли изучать космос в школе? →
- Нужно ли изучать русский язык, или «Быдловизация всей страны» →
- Деградация за партой или чему учат в школе? →