Качество образования в Новосибирске оставляет желать лучшего

Фото Елены Девятовой / АиФ-Владимир

Новосибирск — один из научных и образовательных центров России. Но столь высокий имидж подразумевает высокое качество образования и в школах. Однако похвастаться этим может далеко не каждая школа. Родителям совсем нередко приходится нанимать для своих чад репетиторов.

   
   

Когда учитель «плавает»

Родители и школьники-старшеклассники говорят о том, что в некоторых школах Новосибирска (не говоря уже о райцентрах) уровень подготовки преподавателей химии, физики, английского оставляет желать лучшего.

Женя Любавин учится в одной из школ Ленинского района Новосибирска.

«Мне предстоит выпускаться через год, сейчас я заканчиваю десятый класс, — рассказывает он. — Конечно, я мечтаю поступить в вуз, если честно, в Медакадемию. Но для этого мне необходимо хорошо знать химию. А педагога, который, как мне кажется, хорошо учил нас своему предмету, уволили, отправили на пенсию. У нас химию сейчас ведёт молодая учительница, которая далеко не на все вопросы может дать внятный ответ. Поэтому мне приходится заниматься с репетитором. А моя мама зарабатывает немного. Еще одна проблема — учитель английского языка. Его вообще преподаёт девушка, закончившая физкультурный факультет и изучавшая английский на языковых курсах, — она сама нам в этом как-то призналась».

Слишком долго уровень зарплаты учителей в Сибири был невысоким. Поэтому не секрет, что проблема качества преподавания сегодня довольно остро стоит в образовательных учреждениях, которые не имеют статуса лицея или гимназии. Понятно, что учитель, который чётко не знает своего предмета и «плавает» в некоторых сложных темах, не может хорошо учить. Как можно поднять качество образования в школах, не имеющих статуса гимназий и лицеев?

   
   

«Министерство образования, конечно, обязано создать условия для успешной работы образовательной системы, — ответил министр образования Новосибирской области Владимир Никонов. — Мы обеспечиваем финансирование, готовим кадры, создавая условия для повышения квалификации преподавателей за счёт государства. Но жёстко контролировать процесс обучения в каждой школе ни я, ни мои сотрудники не могут. Учительский коллектив — это прерогатива директора. Более того, у меня нет прямых прав наказывать директоров за невыполнение своих обязанностей. Это ответственность муниципалитета, чтобы кадровый состав соответствовал задачам качественного обучения. На мой взгляд, сегодня все городские школы имеют возможность укомплектовать преподавательский состав квалифицированными учителями. За невыполнение своих обязанностей директор может поплатиться и системой материального поощрения, и своим местом. На селе недостаток квалифицированных учителей более заметен. Но сказать, что там сегодня есть много незакрытых вакансий, я не могу».

Министр не лукавит. Открытых вакансий нет. Но закрываются «дыры» в учительском составе зачастую не приёмом на работу молодых педагогов, а совместительством уже работающих преподавателей. Например, в школе нет преподавателя истории. Педагог, преподающий физику или химию, или географию, отправляется на полугодовые курсы, где его обучают преподавать историю. Но можно ли сравнить багаж знаний выпускника исторического факультета НГПУ и подобного «скороспелого» историка? И может ли педагог, затюканный вечным поиском средств к существованию и после основных отрабатывающий ещё и дополнительные часы не своего предмета, привить школьникам любовь к истории?

До сих пор финансирование школ зависело только от числа учеников. При формировании нормативов оплаты, как утверждают эксперты, практически не учитывали квалификацию педагогических коллективов.

«Независимо от того, сколько педагогов какой категории было в той или иной школе, — продолжает Владимир Никонов, — финансирование школ было примерно одинаковым. Это тормозило стремление педагогов и руководителей школ к развитию, получению более высоких категорий, прохождению курсов повышения квалификации».

Сейчас уровень финансирования, по словам министра, будет зависеть от того, какие именно педагоги работают в школах, какие у них категории и звания. Но лицеи и гимназии всё равно будут финансироваться выше, чем обычные общеобразовательные школы. Дело в том, что существует специальный норматив для финансирования статусных учреждений, и он существенно отличается от уровня обычных общеобразовательных школ. То есть лучшие педагоги будут работать в статусных школах. А те, кто не сумел повысить свою категорию, будут работать в непрестижных учебных заведениях. Значит, чтобы получать на уровне коллег из статусных учреждений, им придётся совмещать?

«Приходится иногда слышать, — продолжает министр, — что у учителей зарплата не такая, как мы говорим, что больших денег они в глаза не видели. Но я настаиваю на том, что дифференциация зарплат позволит школам повысить уровень качества преподавания. Ведь уровень выплат будет зависеть от количества и качества той работы, которую выполняет каждый педагог. И что бы ни говорили злые языки, повышение зарплат уже привлекло в школу больше, чем в прошлые годы, молодых специалистов».

Получается, что никаких дотаций простым школам не предусмотрено. Гимназии, лицеи в основном сосредоточены в центре мегаполиса, где дорогое жильё. Значит, уровень образования детей сегодня очень сильно зависит от уровня доходов родителей и места проживания семьи?

Сочинение вернётся?

Проверкой качества образования должны стать экзамены. Только ленивый не ругал ЕГЭ. Одна из основных претензий к этому мероприятию — отсутствие творческих заданий, в которых раскрываются знание глубины предмета и способность ученика логически рассуждать, анализировать. Именно поэтому многие эксперты ратовали за возвращение в школьные экзамены сочинения по русскому языку и литературе. Этим озаботился даже Владимир Владимирович Путин. Сочинение обещали вернуть. Но когда?

— Никаких радикальных изменений, касающихся организации и содержания ЕГЭ, в этом году не планируется, — сообщает Владимир Никонов. — Никто не собирается вводить такой экзамен, как сочинение. Поручение президента читается таким образом, что сочинение должно быть введено на следующий экзамен, который будет проводиться в 2015 году. Но до этого времени говорить сейчас не имеет смысла — мало ли что еще может измениться?

Людмила Припятько, психолог:

— Будем смотреть правде в глаза: привить любовь к своему предмету, понятно объяснить сложные вещи может только талантливый, влюблённый в свой предмет, а значит, досконально его знающий учитель. И что немаловажно, счастливый учитель. Только тот, кто более или менее доволен жизнью, у которого есть возможность, время заниматься своим любимым делом, имеет и желание повести за собой ребят. Без желания это сделать невозможно. Такие педагоги — это, как правило, люди, уверенные в себе. Крайне редко они берутся за поверхностное изучение и преподавание предмета, который им не близок. Поэтому педагоги-совместители не часто бывают успешными. 

Смотрите также: