Автор популярной книги о Новосибирске: о забытых героях и информационных «утках»

Фото: пресс-службы НГОНБ

   
   

Историк и краевед, известный новосибирский писатель, автор популярной книги «Мифосибирск» Игорь Маранин призывает своих земляков не поддаваться на провокации различных мифотворцев и правильно ориентироваться в океане различной, порой негативной, информации.

Зачем наговаривают на кумиров?

www.nsk.aif.ru: - В последнее время появилась мода на псевдоисторические исследования, которые проводят все кому не лень. Как правило, конечный итог этих исследований - свержение с пьедестала какого-нибудь кумира. Последней жертвой таких историков стал Гарин-Михайловский, который якобы не имел отношения к основанию Новосибирска, зато в больших масштабах спонсировал большевиков, за что и удостоился чести посмертно считаться основателем города. Как вы относитесь к подобному переписыванию истории?

И.М.: - Доля мифотворчества, конечно, в этом есть. Но все любят символы, и если кто-то становится символом, то ему придают соответствующий ореол. Это имеет место и в зарубежной истории. Довольно часто масштабы исторических личностей преувеличиваются. На мой взгляд, у нас забыты другие люди, которые много сделали для города.

У Стругацких есть термин «прогрессоры» - люди, которые прилетают на другие планеты и пытаются внедрять прогресс в общество, которое находится на низшем уроне развития. Инженеры-путейцы, которые сюда прибыли, были прогрессорами для полуфеодальной Кривощековской волости. Они «тянули за уши» забитых крестьян. Будагов построил школу, Тихомиров - собор им. А. Невского. Их было много, и все они внесли свой вклад в развитие города. Сейчас эти люди незаслуженно забыты. Возможно, я напишу о них.

www.nsk.aif.ru: - Мы любим переписывать историю, на нашем веку это случалось уже несколько раз. Этическая сторона этого вопроса - не все, что мы узнаем, правда, а люди уже умерли и не могут сами защитить свое доброе имя. Как писателю соблюсти грань, за которой начинаются спекуляции на именах известных людей?

И.М.: - Писатель никак не может соблюсти эту грань, поскольку обязательно оказывается либо с одной стороны, либо с другой. Хотя субъективизм все равно будет присутствовать. Ну а политических спекуляций всегда хватает, потому что любой режим, независимо от того, хороший он или плохой, все равно спекулирует на истории. Иначе быть не может.

   
   

www.nsk.aif.ru: - Сейчас очень велик интерес людей к мистике. Бешеной популярностью пользуются мистические передачи, мистические телеканалы. Газеты тоже считают своим долгом искать мистику во многих событиях. С чем это связано?

И.М.: - Интерес к мистике всегда возрастает в эпоху перемен. Первая волна была в 90-е - перестройка, слом существующей общественной формации, разрушение устоев. Сейчас в воздухе витает нестабильность, и это причина интереса ко всему мистическому. Общество мечется и не может найти выхода из экономического кризиса, который углубляется и порождает все новые проблемы политического и социального характера. Когда люди не могут найти решение проблем в реальной жизни, они ищут причины того, что случилось, в мистике. Возможно, это выгодно определенному кругу лиц - это помогает отвлечь людей от реалий. Поэтому мистики так много в газетах и на экранах ТВ.

www.nsk.aif.ru: - И все-таки как писателю, журналисту, любому человеку, вращающемуся в медиапространстве, соблюсти грань между здравым смыслом и нагнетанием информационной истерии, оболваниванием населения?

И.М.: - Эта проблема даже больше, чем мы предполагаем. Сейчас очень много информационного шума, и мы должны учиться от него защищаться. У Конан Дойла в одном из рассказов о Шерлоке Холмсе есть такой эпизод: доктор Ватсон случайно узнает, что Шерлок Холмс думает, будто Солнце вращается вокруг Земли, и восклицает: мол, как же так? На что Холмс отвечает: «Человеческая голова подобна чердаку. Дурак складывает туда всякий хлам, а умный человек раскладывает по полочкам необходимую ему информацию». Сейчас для нормального человека обрабатывать информацию - действительно достаточно большая проблема. Чем больше информации, тем труднее отличить правду от лжи. Пример: технологии вбросов. Совершенно абсурдная информация (утка) расходится кругами - и все верят! Чем нелепее слух, тем больший резонанс он вызывает -  это эффект толпы. Как правило, такая информация имеет яркую эмоциональную окраску. Она затрагивает эмоции, поэтому человек только потом начинает задумываться, а правда ли то, о чем ему говорят. Рецепт один — не поддаваться эмоциям. Ведь технология газетных уток в России появилась в конце 80-х, до этого советские люди все, что написано в газетах, принимали за чистую монету.  

Ну а что касается тех, кто эту информацию производит, здесь все зависит от того, какова цель работы журналиста или писателя. К сожалению, сейчас работать в медиапространстве без ангажемента практически невозможно, поэтому объективная информация - большая редкость.

Город, которого нет

www.nsk.aif.ru: - Говорят, вы собираетесь написать продолжение «Мифосибирска». Что вам дала работа над первой книгой? Много ли фактуры набралось для второй?

И.М.: - Сейчас я в содружестве с Константином Осеевым собираю материалы для книги «Исчезнувший Новосибирск». Это будет книга о людях, которые когда-то здесь жили, что-то сделали; о событиях, которые здесь происходили, но были по каким-то причинам вымараны из официальной истории; о том, что здесь было построено, а потом разрушено.  Ну а относительно того, что дала мне работа над «Мифосибирском»… Я давно присутствую в Интернете, а это международное пространство. И когда знакомишься там с людьми, они интересуются, где ты живешь. Новосибирск для многих -  терра инкогнита. Поэтому мне захотелось узнать самому и рассказать другим что-нибудь необычное о городе, так как даже местные считают его банальным и безликим. Я стал изучать архивы, подшивки старых газет. Ну а поскольку факты имеют свойство обрастать молвой, в конечном итоге интересные факты превращаются в мифы. Это нормально. Людям нужны мифы.

Работая над новой книгой, я много узнал об истории нашего города в период первой мировой, гражданской войн. Например, после того как во время первой мировой войны немцы впервые применили химическое оружие, пленных — представьте только! - конвоировали лыжники в противогазах. Прямо сюрреализм какой-то. На самом деле в районе улицы Мичурина, где был тюремный лазарет, или улицы Коммунистической, где в 30-е размещался НКВД, сейчас можно охотиться на привидений - народу-то угробили немерено. 

Литература не умрет!

www.nsk.aif.ru: - Вы часто говорите о том, что автору обязательно нужна обратная связь с читателям. Сейчас прекрасную возможность для этого дает Интернет. О чем рассказывают люди писателю Маранину? Что их волнует? 

И.М.: - В своем блоге я иногда устраиваю стихоиграйку - это такая забава, когда люди пишут первую строку, а я сочиняю стих. Иногда мне предлагают такие темы, до которых сам бы я никогда не додумался. Например, о Севере, о взаимоотношениях в закрытых промышленных зонах. У меня есть стих, который так и называется - «Промзоны». Для людей самое интересное - это их взаимоотношения.

www.nsk.aif.ru: - В школе нас учили, что писатель - это человек, который сеет разумное, доброе, вечное. Сейчас этот постулат поколебался. В современных книгах мы вряд ли почерпнем это. Для чего сегодня пишут книги? Должен ли писатель сегодня влиять на общество?

И.М.: - Писатели, как и все люди, разные. Если у человека есть талант писать дамские романы - прекрасно, пусть люди проводят время за чтением любовных историй. Но всегда есть те, которые пишут о серьезных вещах, о том, что их волнует. Прекрасная книга, которая все во мне перевернула, - «Жизнь и смерть американских городов» Джейн Джекобс. Она написана в 50-х годах, но актуальна и сейчас.

www.nsk.aif.ru: - Ваше видение литературы: будут ли люди читать? Что они будут читать?

И.М.: - Люди всегда будут читать. Пока будут буквы, их будут складывать в слова. В каких формах это будет происходить? Наверняка найдется какой-то баланс между электронной литературой и бумажной. Какие будут формы монетизации для писателей - неизвестно. Тем не менее будущее литературы я вижу. Она не умрет, и все у нас будет хорошо.

Досье:

Игорь Юрьевич Маранин родился в 1964 году в Новосибирске.  Получил два высших образования - историческое и экономическое. Пишет стихи и прозу, публикуется в периодике и на литературных сайтах. С 2006 года ведет свой литературный дневник в Интеренте. Победитель и лауреат различных сетевых поэтических и прозаических конкурсов, в том числе на лучший литературный блог. В 2008 году в издательстве «Арт Хаус медиа» вышли книги прозы Игоря Маранина «Колдуны» и «Монетка на ребре». В 2011-м - книга «Мифосибирск».

Смотрите также: