Новосибирск, 7 мая, АиФ – Новосибирск - В течение тринадцати Александр ТИМОФЕЕВ работал в Звездном городке испытателем космической техники и много раз глядел в глаза смерти. Сегодня он — исполнительный директор Новосибирского отделения федерации космонавтики России, заместитель директора ДЮЦ «Планетарий».
Секретные испытания
Nsk.aif.ru: С кем из космонавтов вы были знакомы?
Nsk.aif.ru: Могли космонавты покинуть самолет в случае опасности до его приземления?
А.Т.: Мы испытывали аварийное покидание «Бурана». Представьте, что в аппарате вы сидите грудью вверх в летном скафандре, серьезно сковывающем движения. В течение одиннадцати секунд нужно его покинуть: за это время надо встать, определить направление выхода, открыть один люк, второй, выпрыгнуть из «Бурана» - а под тобой 40 метров пространства без сеток и смягчающих падение приспособлений. Путь движения такой: из «Бурана» - в «приемник», где нужно умудриться не застрять в разорванной ветровой защите, потом несколько десятков метров лететь в желобе для спуска. Испытания, кроме прочих замечаний, показали, что на заводе неверно заварили желоб - приходилось съезжать с огромной скоростью именно по сварочному шву на пятой точке. Больно! Мы сначала ругались, потом долго сочиняли указания по доработке склиза. Зато после проведенных испытаний в «Буране» были учтены практически все, даже такие мелочи.
«Буран» - лучший аппарат
Nsk.aif.ru: Тем не менее от аппаратов «Буран» отказались…
А.Т.: Очень жаль. Это был корабль нового поколения, и он мог показать результаты, о которых мы до сих пор только мечтаем. Отказ от полетов на «Буране» - трагедия отечественной космонавтики, поверьте. Мало кто знает, что этот корабль на высоте 18 км самостоятельно, автоматически определил, что ему надо садиться с другой стороны, развернулся в воздухе и приземлился так, как надо. Уникальное достижение! Этому предшествовала работа летчиков - они «учили» «Буран» садиться.
Пара слов о секретности. Первый полет человека в космос - для всех важен сам этот факт! А для узкого круга специалистов был еще один принципиальный аспект: капсула опустилась именно в заданном квадрате. Посвященные знали, что в капсулу вместо космонавта могли положить атомную бомбу. И она опустилась бы точно туда, куда планировали….
Nsk.aif.ru: Перед вами ставили задачи, выполнение которых могло стоить жизни?
А.Т.: Часто так и было. Например, на морских испытаниях мы одну и ту же сложнейшую задачу выполняли несколько десятков раз - нужно было разработать схему действий во внештатной ситуации. Спускаемый аппарат на воде двигается в трех плоскостях - проще говоря, крутится так, что мама не горюй… Внутри - страшная жара, мы в скафандрах, только добавляющих неудобства. Корабли сопровождения стоили очень дорого, поэтому времени для отдыха и восстановления нам не давали. Ежедневно на испытаниях мы теряли до двух килограммов веса…
Кстати, были и курьезные случаи. Как-то после этих испытаний мы вернулись в гостиницу совершенно вымотанные и знать не знали, что в водоснабжение гостиницы каким-то образом попала канализация. Экипаж попил странноватого на вкус чаю - в итоге всю ночь мы промучились тяжелейшим кишечным отравлением. А утром надо было работать: испытаний никто не отменял и менять график не собирался. Мы отработали, конечно, весь день на таблетках.
Этот случай мы потом долго со смехом вспоминали. Без юмора там нельзя. Спасатели, пораженные сложностью задач, как-то сказали, что обещают найти наши тела. А вот спасти нас они не успеют - слишком жесткие условия работы…
Nsk.aif.ru: Снимали напряжение русским способом?
А.Т.: Крайне редко. Однажды я прилетел на полигон, открыл холодильник в своей комнате - а там целая батарея бутылок с прозрачной жидкостью. Выяснилось, что в бутылках спирт, который стоит тут уже не первый год. Ребята его не употребляли - после него очень тяжело на испытаниях. Правда, сознаюсь, привезенная мной бутылка водки ушла на ура.
Nsk.aif.ru: Удавалось предусмотреть все внештатные ситуации, возникавшие в космосе?
А.Т.: Не знаю ни одних испытаний, на которых было бы все предусмотрено. Когда ребята летят в космос, у них есть штатный полетный журнал - там расписаны все этапы их пребывания на станции, что и как надо делать. А есть и «нештатный», он в несколько раз больше. В нем содержится информация о том, что не предусмотрели на Земле. Иногда в нем есть пустые места - для некоторых ситуаций невозможно найти решения, экипаж должен действовать на свое усмотрение.
Небо, космос - такая сфера деятельности, которая не любит частой смены инженерных решений. Конструкторы не меняют ничего в аппарате, успешно прошедшем испытания и показавшем хорошие результаты работы. Например, «Буран» летал на лампах. 20 тонн лишнего веса! Генеральный конструктор отказался менять конструкцию - нормально работает, не трогаем!
Nsk.aif.ru: Над чем сегодня работают конструкторы космических аппаратов?
А.Т.: Мне кажется, что следующим достижением человека должен быть полет на Марс. Но до этого еще долго. Сегодня в космосе нет кооперации, а для того чтобы достичь «красной планеты», нужно объединить усилия всех земных изобретателей, конструкторов и т. д. Освоенные скорости не позволяют людям попасть на Марс. Надо бы научиться подпитывать энергией ракету с Земли - лететь, грубо говоря, на лазерном луче. Или, красивая идея, лететь на молнии. Звучит фантастично, но почему бы и нет?
Смотрите также:
- Карьера в Новосибирске: почему профессию нужно выбирать по душе? →
- Американка из Академгородка рассказала, чего не хватает русским →
- Американцы о русских: взгляд со стороны →